Виды народно-ужиткового искусства


Человек старается украсить свое окружение. Она разукрашивает узорами предметы быта, жилье, среда, в котором живое. Обрамлением предметов занимается отдельный вид искусства - так называемое декоративное искусство. Итак, декоративное искусство - это вид изобразительного искусства, произведения которого е узорами или предметами художественного оформления, и одни и вторые служат для украшения.

Слово "декоративный" происходит от латинского слова dekorare - украшать.

Декоративное искусство возникло в период первоначально общинного порядка, в кам"яну эпоху, когда люди очень примитивно создавали формы предметов быта и узоры. Первым украшениям они придавали магическое значение.

Декоративное искусство развило там, где были для него соответствующие условия, а именно где требовался материал: глина, дерево, камень. Для развития декоративного искусства нужный был и определенный уровень развития общества: так чтобы выплести из лозы изделие нужно ее заготовить, т.е. соответствующие материалы и инструменты.

Соответственно материалам и их обработки развили разные виды ДПМ: вышивка, керамика, резьба по дереву, чеканка, лозоплетиння и др.

Художне лозоплетиння - это вид ДПМ, что означает процесс изготовления произведений с природних растительных материалив.

Плетеные изделия из растительного сырья - неразлучные сопутники человека из древнего времени. Их следы найдены археологами еще в неолите. К нашим дням багаточисленни свидетельство о плетеных предметах первой необходимости из античной эпохи. Высокого расцвета во многих странах достигло искусство изготовления плетеных изделий во второй половине ХИ и начала ХХ ст.

На красивую мебель, корзины, другие предметы домашнего обихода, выполненные из очищенной лозы, покрашени красителями, а порой покрытые позолотой появился такой сбыт, который в Франции в провинции Шампань для посадки вербы повикорчовували даже виноградники. Плетение стало модой. Десятки тысяч людей начали заниматься этим ремеслом в Прусий и Баварии. Всюду приоткрывались специальные школы.

В Киевской Движении школы начали открывать хозяева имение, позднее - земствами. Одна из первых школ для кустарей по изготовлению модных плетеных изделий была открыта в 90-х годах ХИ ст. под Москвой на деньги известного мецената С. Г. Морозова. В этот период активизируется лозоплетиння на Украине, и частично, в Корсунь-Шевченковском. В местную школу были выписаны из Франции и Германии лучшие мастера художественного плетения. На Черниговщине строится лозоплетинницький завод, который обеспечивает прутом местные артели.

Плетение изделий из природньой сырья возвеличено в ранг искусства мастерами народного творчества.

Чтобы научиться плести из лозы нужно работать над собой. Первое - это подражать оригинала, выучить свои методы, проявлять фантазию.

Знать ремесло - не значит быть ремесленником. Ремесло - это первый путь к успеху. Дальше нас учит природа - большой художник. Даже в выплетенном изделии можно увидеть произведение, поэтому к творчеству спешить не надо.

При определении метода, видов работы, конструкции надо определить цель выполнения. Изделие, которое должных стоять в квартире, должен отвечать художественным качествам и интер"еру.

Первое, что надо подумать - это подчинить лозу.

Нужно развить в себе пространственное видение и уметь использовать в работе увиденное в природе.

Искусство плетения из лозы - это не только уметь плести, а и создавать новое. Мастера всех поколений работали над усовершенствованием традиционных форм, решение их размеров, об"емив, силуэтов, пропорций, технического выполнения. Каждый мастер хотел пусть частичку внести чего-то нового. Для того чтобы замысел осуществился нужно пройти курс обучения плетению из лозы. Курс разделяют на три большие раздела и четвертый - завершающий или итоговый. Все разделы в свою очередь делятся на два этапа. Первый этап - основной. Здесь необходимо хорошо выучить технику и технологию плетения. А это зависит в первую очередь от усвоения видов и способов плетений. Главный на первом этапе научиться качественно изготовлять изделия разной сложности.

Второй этап - творческий. Настал момент, когда вы можете самостоятельно разработать изделие для плетения и выполнить его без образца, лишь имея перед собой малюнок.

Три разделы представляют собой три техники плетений:

И раздел - простое плетение;

ИИ раздел - техника плетения вышивания крестиком;

ИИИ раздел - техника ажурного плетения;

ИV раздел - объединение двух-трех техник.

Применение техники плетения определяется призначеннм изделия и сложности его формы, а также материалом, который используют при этом.

Переход от одной техники к другой проходит постепенно. Сначала изучаем простое и переходим к более сложному.

Не надо падать духом от неудач. От изделия до изделия рисунок будет все ясниший, так можно научиться "ощущать" материал, поеднювати один материал со вторым. Плетение - одно из древнейших занятий человека. Плетеные изделия с природних материалов сопровождают человека из тех недопам"ятних времен к сегодняшнему дню. А когда же возникло плетения? Ведь это один из древнейших видов народного творчества. Немало исследователей припускают, что плетение из естественных материалов принадлежит к первоначальным производствам и, очевидно, опережает ткачество и изготовление керамической посуды. Архиология пока не дает материала, который подтверждает первенство плетения, но этнография некоторых известных народов Австралии, Юго-Восточной Азии, Америки свидетельствует о наличии плетения при отсутствии ткачества. Логические соображения над этой гипотезой приводят к выводу, который навиванки и более простые, так как не нуждаются в предыдущем возделывании материала и особых знаний работ, поэтому и могли возникнуть наибыстрее.

Плетение из пластических прутьев дало позднее толчок ткачеству. Человек виднайшла более эластичные волокна и по той схеме, как и плетение из лозы, начала изготовлять тканые вещи. Ведь в ткачестве техники как и в плетении.

Есть все основания считать, что керамическая посуда в некоторых странах изготовляли сначала на плетеной основе. Т.е. сначала плели корзину или какую-то другую вместительность, для водонепроникнення его облепляли глиной. Во время обжига плетеный каркас згорав, а черепок приобретал необходимую прочность. К сожалению на Украине не сохранилось такого типа керамической посуды, поэтому лишь судим из других стран ( Такая посуда с объединением плетения и облипленнями глиной был известен в неолитические поселения додинастичного Египта - Мэре, Фаюми).

Как свидетельствуют древнейшие археологические пам"ятки в эпоху неолита практически возникают все основные техники плетения: полотняное, послойное, спиральное.

В следующие эпохи бронзы и железа плетения не приобрело принципиально новые технические достижения. Почти все техники были уже известные и на судьбу следующих поколений осталось их отшлифовывать, беспокоясь о разнообразии и совершенстве конструкций изделий. Корзины приобретают найризноманитнишого назначение и формы становятся основными плетеного производства. Много из плетеных вещей благодаря мастерской техники выполнения, совершенства формы и виразливого кружева переплетений, достигают высот знаменитой античной керамики.

Мастера - корзинщики, их называли так потому, что корзины были наиболее распространенные. Корзины плелись наиразнообразных форм, размеров, имели широкое применение. Более всего использовались хозяйственные корзины, для ягод, овоща. Корзины имели большинство овальную или круглую основу с послойным и простым ажурным плетениям. Верх корзин оформляли найризноманитнищими типами.

В период средневековья четче отличаются характерные особенности вязания для некоторых народов. Своеобразность нетрадиционных черт проявляется в цвете, формах. Для Украинского народа характерное объединение цветов коричневого, желтого, зеленого, красного. Однако через слабую продолжительность плетеные предметы тех далеких времен к нам не дошли, существуют лишь разные опосредствованные свидетельства их широкого применения.

О популярности плетения в раннем средневековье распространенные "плетинчастий орнамент". Плетенка образовывается из разнообразных сплетенных лент. В Киевской Движении была распространена плетенка. Она использовалась в оформлении рукописных книжек, ювелирное дело.

Мода на плетение была стойкой в течение всего периода средневековья. Но если в Х-ХVИ ст. деревьев"яним и плетеной посудой пользовались бедные и богатые, то позднее средневековье и новые времена с"является серебряная посуда. Позднее начали с"являться фарфоровые предметы с имитацией корзины плетеного, хлибнички. Так оригинальные средневековые плетеные изделия дали идею развития ажурной металлической и керамической посуды, декоративно ажурных перегородок и др.

Древнейшие пам"ятки украинского плетения походят из конца ХVИИИ начала ХИХ ст. и сохраняются в музеях Киева, Львова. Ни формой, ни техникой плетения - эти изделия почти не отличаются от более давних предметов. Важным источником для познания плетеных вещей поч. ХИХ ст. в частности особенности их функционирования на Западном Подолье, Покутье и в Карпатах, есть акварели львовского художника Юрия Т??говського. Он, рисуя людей в народной одежде, дополняя?? плетиними корзинами. Корзины плетеные из лозы имели круглую или извлеченную к овальной форме венца, густоплетени и ажурные, с накривачкою и открытые, были одним из важных средств транспортировки продуктив.

Как свидетельствуют рисунки, с корзинами ходили в лес за ягодами и грибами, носили продукты питания.

Наибольшие центры плетения сосредоточились в Киеве, Чернигове, Полтаве, Волынской губерниях на Галиции.

Распространению этого промысла оказывала содействие власть, которая разрешала создавать учебные мастерские школы. Одна из первых таких школ была открыта в 1879 г. в с. Неделе, ныне село в Тлумацькому р-ни, Ивано-Франковской обл. В скором времени кошикарська школа была открыта в г. Стороженци (1891 г. ) на Буковине.

На Закарпатье плели корзины высотой 4-5 г, где сохраняли кочаны кукурузы. В конце ХИХ- начала ХХ ст. плетение изделий из лозы зосереджуеться в мастерских художественных промыслов. Приоткрываются школы и курсы подготовки мастеров лозоплетиння. Такие школы существовали в ХИХ ст. в г. Сторожинець на Буковине, с. Джуркив Снятинського р-на, г. Явору на Львивщпини. Прославлялись плетение нинишни Киевская и Черниговская области.

Лозоплетиння начало возрождаться в 70-х роках.

Постоянно действует школа подготовки мастеров художественного плетения из лозы в Ужгороде. Конструированием новых изделий из лозы здесь занимается лаборатория растительного сырья и технологически?Института созданная 1967 г.

Ассортименты современных плетеных изделий широкий и разнообразный.

Современными центрами изготовления плетеных изделий есть Боро??янська лозомеблева фабрика Тростянецького р-на Сумской обл. , Лохвицький промкомбинкат (с. Городище Чорнигунивського р-на Полтавской обл. ), Хустське производственное об"единение художественных изделий и Иршавський промкомбинат (Закарпатская обл. ) и др.

За внешним видом плетеной плоскости различают сплошное, узорчатое, ажурное плетение и т.п..

Сплошное плетение характеризуется плотностью и простотой фактуры изделия, которую получают путем переплетения накрест вертикальных каркасных прутьев с горизонтальными лентами. Эта техника напоминает тканье. В зависимости от способа переплетания прутьев между ребрами каркасу различают такие его виды: плетение простое, пластами, строками, квадратами и веревкой, селезенка хрестикова.

Узорчатое плетение подобное на тканье. Простейший орнаментальный прием - дежурство плоскости - получаем вследствие плетения через два ребра каркасу - так называемая махивничка??.

Эффектный вид имеют поверхности плетеных вещей, изготовленных техникой косички. Три прутики переплетают между собой таким образом, который образовывается селезенка.

Плетение в зубчики. Переплетают четыре полоски из лозы.

Ажурное вязание. Это открывание определенных промежутков каркасу или редкое изыскано плетение. Названия зависят от характера мотива: "паучки", "окошка", столбики, розетки?.

Закрийнка - это техники декоративного переплетения для из"единение боковых стенок изделий в об"емкую конструкцию, приспособление дугообразных ручок.

Типология изделий. Плетеные изделия условно образовывают 6 родов: мебель, декоративная пластика, бытовые предметы, корзины, предметы одежды, игрушки.

Мебель - род художественного плетения, об"еднують типологические группы предметов, которые почти аналогичные изделиям из дерева. Столы, предметы сидения, кроватки.

Плетеная мебель использовала для оборудования дома.

Декоративная пластика - род художественных плетеных изделий для прикрашивания жилья (возник во второй поль. ХИХ ст. ). Декоративные решетки, настенные украшения, декоративные вазы.

Бытовые предметы - наибольший род художественных плетеных изделий для разнообразных бытовых потреб.

Положниця - группа плоских плетеных изделий, которые напоминают ткани.

Большие вместительности, малые вместительности, оплетенное стекло, сита и решета, коробочки, санки.

Корзины: хозяйственные, чемодана.

Предметы одежды - главные уборы, солом"яне ремни, брили, ходоки.

Игрушки - тарахкальця, корзины, куклы.

Основные материалы и оборудования: лоза, помещение, инструменты.

Для того, чтобы лоза была пригодна для использования ее надо сначала заготовить.

Лозови прутики, заготовленные в естественных условиях, подлежат очистке?? (кожуры) перед плетением, хотя заготавливают лозу в пожилой период, но такой способ мало применяют. Такой прут используют для изделия небольших изделий, при высыхании непокоренный прут сохраняет свой естественной цвет коры: желтый, сероватый, зеленый.

Очищать прут от коры можно несколькими способами. Главное при очистке - не повредить прут.

Прутики, которые еще не очищены, собирают в груду. Очищують пруты с помощью щепилок? - металлических и деревьев"яних. Металлическая щепилка сделанная из провода. Левой рукой щепилку через скважину протягивают прут. Если прут тянет наискось от щепилки, то он может по середине треснуть. Металлическую щепилку используют для очищения от коры толстых прутив.

Если пруты заготавливают летом или весной, то сразу после очистки на месте среза их сушат на солнце.

Длинные пруты с малой сердцевиной пригодные для тонкого плетения, а г"которые с большой сердцевиной - для плетения дна и стинок.

Пруты срезаны осенью, более гибкие и пластичниши, чем весенние.

Чтобы снять кори из прутьев заготовленных зимой их оживляют. Розморожують их постепенно.

Практика показала, что именно пруты зимней заготовки наиболее упругие, кроме того сохраняется их белый естественной колир.

Помещение для плетения должны быть просторным, хорошо чтобы свет был рассеянному. Преимущественно плетут возле окна.

Стол и стул - невод"емкие атрибуты для изготовления качественного плетения. Размеры стола: 750 мм в длину, 550 мм в ширину и высоту - 650 мм. Стул должен отвечать росту мастера. В любом случае стол и кресло должны обеспечивать комфорт во время работы. Также стол можно сделать роз?????? ????? 500х500 мм при высоте 650-750 мм. Крышку стола лучше сделать из сухих досок толщиной до 50 мм, вместе со столом рекомендуется сделать стул размерами: 320х400 мм. Полоски для плетения могут быть из кожи.

Несоответствие размеров приводит к нарушению кровообращения тела и к появлению сутулости.

Разность между краем стола и сидением стула должна быть такой, чтобы мужчина, не нагибался и не припиднимав плечевого пояса.

Для стола, если он полирован, используют накладную крышку толщиной 15 мм. Крышка должна быть квадратной или круглой - диаметром 300-400 мм, а квадрат - 350-400 мм.

Для правильной организации рабочего места важно выполнять ряд других требований. Например, в комнате влажность воздуха не превышает 65% при температуре 18-20 0 С. Большую роль сыграет освещение. В день свет должно падать из левой стороны, а в вечер лучше использовать два светильника из левой и правой стороны. Слева на стол кладут инструменты, а дело - материалы.

Работа по плетению изделий в домашних условиях требует соблюдения правил гигиены рабочего места. После окончания работы все должно раскладываться на места: материал, инструменты. Уборка рабочего места должно стать правилом. Все это приучает к аккуратности и дисциплине.

В процессе плетения из разных материалов используют разный инструмент. На первых порах для плетения лозой довольно трех ножей. Один чем - для розги прутьев во время заготовки; второй -- нож-резец; третий - корзинний. Так же должны быть другие инструменты -- шила : загнутые, тонкие, толстые. Пласкогубци нужны для протягивания прутьев. Изер (вилы) служит для уплотнення изделия, еще используют молоток. При работе подкладку закладывают между стойками и слегка ударяют молотком, тем самым зжимаючи прутки. Для работы нужен дрель из нобором сверл, также нужны будут столярные инструменты: кусачки, клещи, пласкогубци, круглогубци; шурупы, гвозди, понадобятся также шаблоны разной формы для изготовления аккуратных изделий. Для изготовления в форме шара изготовляют вставки и трубки на стержне: они годятся для изготовления изделий любой конфигурации и высоты. Для хрупких работ с декоративными элементами нужны клеи, лаки, красители.

Для химического пищеварения и видбилення используют ванны металлические, покрытые эмалью.

Лозу заготовляют во все поры рока, но именно якисниша лоза, которая сохраняет свою упругость и белый цвет -- осенне-зимняя. Для того чтобы подготовить качественный материал свижозризани пруты нужно проварить. Вода должна закипеть и вариться лоза должна 20?-80 мин. После кипения из лозы снимают кори специальными инструментами.

Для того, чтобы лоза приобрела эстетичный вид ее видбилюють, красят.

Изделия из лозы будут красивишими, если часть материала подвергнуть обработке. Видбилюють прутики перед крашением. Это раствор видбилювача 15% воды и перекиси водорода. Катализатором становится нашатырный спирт.

100 г хлора, 1500 г воды и 2 г серной кислоты. После вибилення лозу промывают в чистой воде.

Красят лозу холодной кип"яченою водой, прибавляя - анилину, кислотные красители. Разводя одну из красок в воде прибавляют еще оцету.

Перед крашением пруты вымывают несколько минут в 0,5 % или медного купуроса.

Изготовление ленты из лозы

Плетение кромочной ленты с подставкой доповнюючих стоякив.

Плетение кромочной косички с прокладкой доповнюючих прутьев. Подготавливают три прута толщины и длины (250-300 мм) и два прута на прокладки (75-80 мм).

Под основу двух первых дело стояков прокладывают прокладки, загибают их слева направо и наверх.

Дальше берут первую пару прутьев и загибают сверх второй пары вглубь между первыми слева стояками. Сверх загнутой первой пары сгибают третью стойку направо и наверх, рядом с ней прокладывают дополняют прут.

Другу пара загибают направо и сверх третьей пары пропускают между следующими двумя стояками вглубь, а сверху ее загибают наверх четвертую стойку и первую пару.

Таким образом, вглубь загнутая вторая пара прутьев, а сверх выведенная третья пара и первая тройка.

Продолжают плетение, загибают третью пару вглубь между п"ятою и шестой стояками сверх первой тройки; а третью пару вместе с п"ятою стойкою загибают наружу. Наверх крайней слева тройки берут пару прутиков, перекладывают через стенку справа, и между крайними слева стойками загибают вглубь; крайнюю слева пара внутри загибают вместе с крайней слева стойкой наверх и так далее к замкнутому кругу.





Вернуться назад