Идеи Просвещения в искусстве

Главная - Культура - Идеи Просвещения в искусстве

В начале XVIII ст. монументальный архитектурный стиль изменился новому художественным направлением - живописно-торжественным, изысканным рококо (от фр. - декоративный мотив наподобие мушли). Сформировавшись в 20-те года XVIII ст. , рококо достигло расцвета в 30-те- 40-ви года. В настоящее время строительство из Версаля окончательно переносится в Париж, который продолжал сохранять за собой славу богатейшего и красивейший города Европы.

Архитектура теряла тенденции к грандиозным ансамблям за версальским образцом. Но поезд к роскоши набирал другой формы. На смену усадебному замку XVII ст. приходит городской дом, отель, который утопает в зеленые садов, небольшой особняк французской аристократии, верхушки буржуазии, разбогатевших ростовщиков-нуворишей. Залитые светом, изысканные салоны и будуары становились феерическим фоном для частной жизни и быта аристократической верхушки, которая взгромоздилась после смерти Людовика XIV из-под деспотической опеки королевского двора. В особняках типа рококо уже не было характерного для классицизма единства решения внешнего объема и внутреннего просторную, архитекторы часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому. Небольшие за размерами комнаты и залы отделялись, их делали разными по форме, в зависимости от назначения. Жилые комнаты располагались по обыкновению вдоль второго этажа фасада, возвращенного в сад. Интерьеры отелей рококо поражают безграничной роскошью, ювелирностью обрамлений.

Типичный образец рококо - интерьер отеля Субиз, созданный архитектором Жерменом Боффраном (1667-1754). Овальный зал здания отличается грацией форм, непринужденной утонченностью.

В 50-середине х лет XVIII ст. стиль рококо был подданный критике за чрезмерную манерность, чувственность и сложность композиций живописных декоративных элементов. В архитектуре началась стилизация под греческое искусство, хотя и кое-что романтизированная. Модным стал английский ландшафтный парк - полнейшая противоположность французскому регулярному. Он должен был взыскивать впечатление, будто его не занимала рука человека. Мостики и хищные возникали в нем будто бы ненароком, руины приводили на раздумья. В орнаментике тоже преобладали греческие мотивы - меандр, пальмети, гротески. Если в малому Трианони (архитектор Жак-Анж Габрийль, 1689- 1782) в версальском парке - классические черты, но дополненные лиризмом и интимностью, то уже через год в начатой в Париже церкви св. Женев'еви (с 1791г. - Пантеон, место погребения славных людей Франции) усиливается героическое начало. Архитектор этого величественного сооружения - Жак-жер-мен Суфло (1713-1780). Именно в будущему в произведениях Клода-Никола Леду (1736-1806) судилось развить этой героической линии нового классического направления.

В зодчестве Франции предреволюционных десятилетий преобладали общественные сооружения. В Париже, Бордо, Безансони строились театры, рассчитанные на широкий круг зрителей, деловые торговые дома, биржи и т.п.. Ясность и простота, гармония и пропорциональность всех частей архитектурной композиции - вот к чему стремились теперь архитекторы, которые на себе ощутили влияние просветительской мысли.

Собственные национальные пути английская неоклассика находит в градостроительной деятельности, мебели и посуде, а также вставках для мебели из яшмовой массы. Однако неоклассика здесь не такая новая, как на континенте, так как античностью в Англии захватываются давно.

В Италии достижение искусства тесно связаны с венецианскими влияниями. Спрос на декоративное разрисовывание дворцов венецианской знати и картины, алтарные образы для церквей вызвал чрезвычайное развитие монументально-декоративной живописи, которая продолжила традиции бароко (темпераментное искусство Себастьяна Риччи, жанровые мотивы Джованни Баттисти П'яцетти).

Величайшим мастером XVIII ст. , типичным для Венеции, выразителем ее духа, был представитель позднего бароко в европейском искусстве Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770). Каждый сюжет его - то ли банкет Клеопат-ри, или суд Соломона - он превращал в праздничное зрелище. Тьеполо - автор исполинских как церковных, так и светских росписей. У него огромное декоративное дарование и высокая колористична культура. Он умел различать в гурьбе из десяток фигур, а все другие вимичав одной живописной массой. Динамичность композиций, смелость перспективных решений, неисчерпаемая фантазия художника как можно лучше отвечали не только барочной архитектуре церквей, а и тому пышному церковному спектаклю, который представляло собой венецианское богослужение XVIII ст. Венеция этого столетия дала миру замечательных мастеров ведути - городского архитектурного пейзажа (Антонио Кана-летго, Франческо Гварди "Венецианский дворик"), например, жанровой живописи, которая воссоздавала концерты, уроки танцев, маскарады (П'етро Лонги).

Художники Франции XVIII ст. прошли ту же эволюцию от рококо до классицизма, что и архитекторы. Первым большим мастером рококо был художник Жан-Антуан Ватто (1684 -1721), который начинал из наследования живописи фламандской школы ("Савояр" - мальчик из Савойських гор, который идет на заработки). Однако в дальнейшем его главным сюжетом стали галантные картины праздника - аристократическая компания в парка танцует, прогуливается. Никакого действия, никакой фабулы - мир беззаботной жизни, переданный с утонченной грацией немного ироническим наблюдателем ("Вередниця"), иногда меланхолически ("Праздник любви", "Общество в парка", "Затруднительное положение").