В КАЧАНИВЦИ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ


Усадьба в Качанивци - ныне поселке Ичнянського района Черниговской области - сформировалась в середине XVIII - в конце XIX столетие. Расположенная она на юго-западной окраине села на двух уровнях. На верхнему плато содержатся сам дворец с двумя флигелями и башней, которые образовывают курдонер - парадный двор, беседка М. Глинки, два корпуса служб и Георгиевская церковь. В регулярно распланированном парке - могилы Г. Честахивського, О. Агина, М. Гарама, памятник Т. Шевченкови, а также отдельные жилое и хозяйственное здания. Нижний уровень - это ландшафтный парк из 12 прудами, павильоном, парковой скульптурой, мостиками, "руинами", амфитеатром. Территорию площадью около 560 га ныне ограничивают автомобильная дорога и каскады ставкив.

Ансамбль развивался на протяжении 150 лет, неоднократно перестраивался, изменялся его обсягово-просторовий устройство. Усадьба основана в первой половине XVIII столетие. Первым собственником ее был Ф. Болгарин. У него усадьбу купил придворный певец Ф. Коченовський, от которого ее унаследовал родственник, майор М. Коченовський. От их фамилий походит название имения. В 1771 - 1808 годах Качанивкою владели генерал-фельдмаршал граф П. Рум'янцев-Задунайський и его сын О. Рум'янцев, в 1808 - 1824 -Г. Почека, 1824 - 1853 - Г. Тарновський, 1853 - 1866 -В. Тарновський, а в 1866 - 1897 годах владельцем усадьбы был его сын - славный коллекционер Василий Тарнов-ський-молодший. После него на протяжении 20 лет, вплоть до 1919-го, усадьбой владели последовательно цукрозаводчики Харитоненки, князе Урусови, М. Олив.

С качанивською усадьбой связанные имена выдающихся представителей украинской и русской культуры. В разное время здесь жили и работали Тарас Шевченко, Николай Гоголь, Марко Вовчок, художники Николай Ге, Илья Репин, Михаил Врубель, Василий Штернберг, Владимир Орловский, Александр Кунавин, Александр Агин, Иван Пряниш-ников, брать Константин и Владимир Маковськи, композиторы Михаил Глинка, Семен Гулак-Артемовський, ученые Михаил Максимович, Василий Горленко, Дмитрий Яворницький и прочие.

За большевистского правления в усадьбе содержались разные заклады - детский дом, санаторий и т.п.. Вследствие варварского хозяйствования не сохранилась часть сооружений ансамбля, в значительной мере утраченные декор интерьеров, меблирование, обезображен ландшафтный парк. И даже то, что сохранилось, признается наилучшим образцом дворцовой садибногархитектури конца ХУИИИ-ХИХ столетий.

Реставрационные работы начались здесь 1974 года. А в 1981 году ансамбль объявлен Государственным историко-культурным заповедником. Подчиняется Министерству культуры и искусств Украины. Ансамбль дошел к нашим дням в стилевых формах классицизма и историзма (неоклассицизм). Сооружения построены из кирпича, частично - деревянные с кирпичным обличкуванням. Распланирование усадьбы регулярное (верхнее плато). Композиция ее имеет четкое осевое строение с ориентацией мероприятие - схид.

Дворец, который является видным элементом ансамбля и которому композиционное подчинены другие элементы, соорудил 1771 года украинский строитель Максим Мосцепанов (Мосципанов) за проектом московского архитекта Карла Бланка. Специалисты, которые исследовали дворец, обрабатывая проект его реставрации, насчитывают пять строительных этапов:

1771 - 1780-и и года - сведение дворца и флигелей в архитектурных формах, переходных от бароко до классицизма;

1808-1824 - перестройка дворца в стилевых формах классицизма с достройкой флигелей;

1824-1866 - внутренние перестройки;

1866-1897 - сведение водонапорной башни;

1897-1917 года - обмуровка деревянных стен дворца кирпичом, увеличение габаритов купола, переобрамление интер'ерив.

Сооружение дийшла к нам в стилистических формах классицизма с некоторыми элементами, присущий пор историзма. Она кирпичная, второй сверх деревянный, обмурованный кирпичом. В снаряжении интерьеры использованы красное дерево, дуб, естественный и искусственный мрамор, полихромную метлахську плитку, цветное стекло.

Дворец имеет симметрично-осевую композицию. Он прямоугольный в плане с тремя ризалитами из парковой в стороне. Общие габариты в плане - 73х21 г. На лицевом фасаде под прямым углом к центральному корпусу прилегают два одноэтажные флигеля, благодаря которым дворец сохраняет традиционную подобную форму плана. Центральная часть увенчана полусферическим декоративным куполом на высокому рустованному цилиндрическому пидбаннику, которая акцентирует не только главную ось здания, а и композиционную ось всего паркового ансамбля, который очень хорошо показано на хрестоматийно известном полотне Василия Штернберг а из Национального художественного музея. Ребристый купол увенчивает небольшая обзорная площадка, огражденная металлической Решеткой. Пидбанник имеет овальные окна, отороченные профилированными наличниками. Центральная часть главного фасада дворца подчеркнута глубокой лоджией на два этажа, ограниченной краеугольными пилонами и четырехколонным портиком дорического ордера, который несет антаблемент с триглифами и розетками в метопах. Завершается портик сложным за композицией ступенчатым фронтоном, к которому прилегает с обеих сторон парапет-балюстрада, украшенная вазами. Обабич центральной части фронтона - скульптуры, а в центре - барельефная композиция, ограниченная спаренными пилястрами, которые несут антаблемент и треугольный фронтон. Стены главного фасада декорированы рустом. Оконные прорезы прямоугольные, на втором этаже они увенчаны прямыми сандриками и лепными украшениями.





Вернуться назад