Календарные праздники и обряды украинцев


Важнейшие составу духовной жизни народа - праздника и обряды. Они отображают не только этническую своеобразность, но и естетику, моральные ценности, ментальнисть, историю. К числу институтов, рожденных религиозными представлениями и аграрным укладом быта, принадлежали календарные праздники и обряды. Это - древнейшая обрядность, корням своим она достигает первоначальных, языческих верований. Значительно позднее церковь восприняла систему земледельческих праздников, которая уже сложилась, и предоставила ей христианской окраски. Праздника и обряды календарного цикла регламентировали все сферы жизни украинского крестьянина - производственную, общественную, семейную, а главная их цель - отвернуть стихийное бедствие, повлиять на урожайность.

В аграрном календаре украинцев не было резкого размежевания между сезонами. Обрядность зимнего цикла постепенно переходила в весеннюю, весенняя - в пожилую и т.п. Каждый цикл нос своя сезонная смысловая нагрузка (подготовка грунта, сев, посадка - весной; сбор и сохранения урожая осенью). Календарный цикл насыщен множеством ритуалов и примет, которые также связывают поры рока.

Зимние праздника начинались 21 ноября из Введение, “когда вводилось лiто в зиму”. Этот день провещал, которым будет следующий год: урожайным или нет, засушливым или дощовим.

Среди зимних праздников украинцев особенно выделяется период святок с кульминационными точками - Рождеством, Новым роком и Крещением.

Рождество - зимний праздник, который достигает корням в далекое языческое прошлое. Это праздник сонцевороту, кратчайший день в году, когда Солнце будто умирает и человек магическими действиями имела ему помочь. После принятия христианства праздник слился с рождением Исуса Христоса, но в народной памяти сохранилось его глубинное значение.

Рождественские праздника начинались Святым вечером (6 января за новым стилем). В доме должна была властвовать чистота, атмосфера благосостояния и счастье. В красный угол (на покути), придерживаясь целого ряда правил, помещали украшенный сноп (“Дидух” или “Рай-Дидух”) и “кубельце” - гнездо из ароматного сена, в которое ставили горшок с обрядовой кутьей. Вся семья ждала появления на небе первой звезды, которая символизировала рождение Христоса, чтобы сесть за стол (считалось, что тот, кто первым увидит звезду, будет найщасливишим на протяжении года). Стол был богатый, не меньше двенадцати кушаний (как правило, кутья, горох, борщ с грибами и рыбой, голубце, рыба холодная, рыба жарена, вареники, блины, каша, пирожки, компот), но постный, так как продлевался пилипивський пост. Праздничная трапеза должна была объединять всех члены семьи, в том числе и умерших, на помин которых ставили свечку. Дети носили “ужин” своим близким - крещенным, бабушкам и дедушкам. Потом, отстояв службу в церкви, разговлялись - приступали к богатой мясной пище. В народном восприятии праздничные дни были своеобразным “брешью времени”, “концом мира”, за которым наступало обновление. В это время наступал разгул нечистой силы, именно в праздника можно был узнать о будущем с помощью гадания. Девушки выходили на улицу и спрашивали имени первого встречного, стараясь угадать имя жениха. Подслушивали разговора под соседскими окнами, чтобы со сказанных слов узнать, выйдут ли замуж следующего рока. В полночь гадали на расплавленном воске или свинке - лили их в воду и по застывшим фигуркам судили о будущем. Об этом могла оповестить и тень на стене от кучки сгоревшей бумаги. Довольно опасным считалось ворожение в полночь с двумя зеркалами и свечкой между ними. Вглядываясь в бесконечные отображения зеркал, можно было увидеть судимого, а можно и накликать беду. Старались узнать о характере жениха из поведения петуха, перед которым ставили посуду с водой, зерном и зеркальце. Если петух подойдет к зерну - быть жениху добрым хозяином, если к зеркальцу - бахвалом, к воде - пьяницей.

7 января начинались колядки. Целые ватаги молодежи со специально изготовленной рождественской звездой (из резного раскрашенного дерева или решета, украшенного цветной фольгой и бумагой) ходили по селу. Часто это было настоящее действо - с рядженими, певцами, музыкантами, танцорами (вертеп). Колядовщики ходили домами, выполняя специальные песни. В поэтических текстах воспевали хозяева и их дети, им желали счастье и здоровья, благосостояния в хозяйстве, доброго урожая. Фактически эти тексты имели значение заклятий - считалось, что высказанные у праздника пожелания обязательно сбудутся. Хозяева обязанные были щедро одарить колядовщиков продовольствиями.

Собранные запасы несли 8 января на большие вечерницы - молодежное гуляние с танцами и веселым застольем, где юноши и девушки часто находили себе нареченных. Новогодние праздники (13-14 января) украинцы отмечали как праздника Маланки и Василия. Они не совпадали с церковными, поэтому в их обрядности сохранились собственно народные мотивы. В эти дни также практиковались обходы дворов со щедривками - календарными величальными песнями с элементами театрального действа. Традиционным персонажем такой игры была маска Козы - своеобразного символа плодородия и благосостояния. Очень выразительное аграрно-магическое значение имел обряд “посыпание”, когда мальчики 7-14 лет, обходя дома, символически сияли зерно. При этом произносили традиционный текст “Сiю, вiю, посiваю, с Новым роком вас вiтаю”. Этот обряд был явным образом дохристианским, ведь наши предки отмечали новый год весной, перед началом посевных робит.





Вернуться назад