Архитектор М. В. Риков


В. М. Риков был очень интересным и своеобразным архитектором-художником, творчество которого обозначено бесконечными исканиями. Это человек с большим творческим потенциалом, широкой эрудиции, отличный специалист строительного дела.

Родился Валериан Никитич Риков в 1874 году в городе Тифлисе в семье педагога. После окончания Тамбовского реального училища он едет к Петербурга, где успешно складывает вступительные экзамены на архитектурный отдел Академии искусств.

Профессиональное изучение архитектуры он проходит в мастерской известного русского архитектора, профессора, педагога Леонтия Николаевича Молодому Рикову было почему поучиться, ведь Бенуа имел огромный опыт из строительства, много строил в Петербурге, Москве, Киеве, Варшаве и других городах. Здесь Риков впервые познакомился с работами старых мастеров, научился их понимать и любить.

Профессиональное изучение архитектуры и первые годы своей творческой деятельности В. М. Риков начал в условиях сложной общественной жизни.

Последние годы XIX и началу XX веков были годами интенсивного развития капитализма, периодом обострения социально-экономических противоречий в России. В это время быстро начали строиться железные дороги, большие промышленные предприятия, жиле прибыли и разные торговые дома, специальные учебные заведения и др. Вместе с этим рос и развивался русский пролетариат.

Еще студентом архитектурного отдела Петербуржской Академии искусств Валериан Никитич начинает свою профессиональную работу архитектора.

В 1897-1899 годах он работает помощником архитектора в Петербурге, позже занимает должность помощника архитектора в городе Одесса, выполняя ряд архитектурных проектов, в том числе проект оформления зала в частном доме Фалц Фейна, проект и рабочие чертежи банка на бывшей Херсонской улице, проект ограждения и ворот для Одесского водогона и др.

С 1900 по 1901 год он работает техническим контролером на сооружении домов Политехнического института в Киеве, участвует в архитектурной жизни города

В 1902 году Валериан Никитич Риков заканчивает с отличием архитектурный отдел Академии искусств и получает звание архитектора. Позже конкурсного проекта «Синодный двор для Петербурга» ему присваивают звание архитектора-художника.

После окончания Петербуржской Академии искусств В. М. Риков из 1902-1904 гг. работает архитектором на станции Жмеринка Юго-западной железной дороги, где в содружестве с архитекторами 3. И. Журавсь вводились новые, эффективные на то время строительные материалы — металл и бетон. В строительной практике Киева начали применять специальный кирпич для облицовки стен, разноцветные керамические плитки и майолику. С использованием открытий и изобретений в строительной технике был сделан большой шаг вперед в создании бытовых выгод для жителей городов (санитарное и бытовое оборудование).

Несмотря на усиленное влияние модерна и декаданса в начале XX века, часть архитекторов при создании более значительных и ответственных сооружений неизменные возвращалась к изучению лучших памятников мировой и русской архитектуры, как основы творческих исканий. Поэтому в этот период среди антихудожественных архитектурных сооружений можно встретить здания с высокими художественными качествами.

Под воздействием модерна были почти все зодчие того времени. Не избежал этого и В. М. Риков. Однако он не потерял реалистичную основу своего творчества, ему все же удалось сохранить определенную строгость в архитектуре, к которой он всегда стремился. В. М. Риков неизменно стоял за модернизацию классики.

Наиболее ценным в «модернистском» периоде творчества В. М. Рикова есть то, что негативные свойства этого стиля вовсе не коснулись его целостной художественной натуры. Он воспринял от модерна и развил лишь то, которое было наиболее важным и позитивным, — острое дыхание современности, чувства новых архитектурных форм.

Сооружения архитектора отмечаются высокой культурой архитектурных деталей, которые всегда отвечали характеру, пропорциям и образу дома в целом.

Первым строением, которое выявило творческое лицо В. М. Рикова как зрелого мастера архитектора-художника, есть дом «Народной аудитории» по улице Бульварно-Кудрявський (в настоящее время улица В. В. Воровського, № 26, где размещается Дипроцивильпромбуд).





Вернуться назад