Кириливська церковь

Главная - Культура - Кириливська церковь

Кириливську церковь была построена в середине XII века на далекой околице древнего Киева — Дорогожичах. Отсюда основатель церкви черниговский князь Всеволод Ольгович в 1139 году взял штурмом Киев во время междоусобной борьбы за киевский престол. Для представителей династии Ольговичив храм был загородной резиденцией и родовой усыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен киевский князь Святослав — герой древнерусской поэмы "Слово о полку Игоревим".

За время своего существования Кириливська церковь знала периоды запустения, ремонты, возобновления. В 1748 — 1760 гг. на ее территории при участии известного украинского зодчего И. Григоровича-Барського были возведены каменные монастырские здания, от которых до нашего времени сохранилась лишь часть стены с краеугольной вежкою. В результате изменений XVII — XVIII ст. древняя Кириливська церковь приобрела современный внешний вид с характерными чертами украинской барочной архитектуры.

В 60-х годах XIX века Кириливська церковь становится в центре внимания общественности : под штукатуркой XVIII столетия на ее стенах была найдена фресковая роспись XII века. В 1881 — 1884 гг. под руководством профессора А. Прахова в храме проводятся огромные работы по расчищению фресок и возобновлению стенописи. В них участвовали преподаватели и ученики Киевской рисовальной школы — М. Мурашко, И. Селезнев, М. Пимоненко, X. Платонов, И. Ижакевич, С. Гайдук, Ф. Зозулин и тому подобное. В 1884 году здесь работал Михаил Врубель. По требованию церкви открытые древние фрески были опять переписаны масличными красками. Тогда же были установлены мраморные парапеты хор и иконостас.

В мае 1929 года Кириливську церковь была объявлена Государственным историко-культурным музеем-заповедником. Здесь начались опытные работы, которые были прерваны Великой Отечественной войной.

В послевоенное время в храме осуществлялись большие противоаварийные работы по укреплению стен и фундаментов, которые деформировались через разрушение древних подземных ходов. Только после этого были продолжены архитектурно-археологические исследования, расчищения и реставрация живописи. Музей опять открыл свои двери для посетителей. Архитектура Кириливськой церкви хорошо сохранилась из XII века. Перестройки XVII — XVIII ст. оказались в перекладци части сводов, возведении четырех боковых бань и пышного фронтона над входом, отделке окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко выделяются под этими достройками. Это была тринефна триапсидна шестистовпна одинбанное сооружение, вытянутое по оси запад — восток. ее размеры — 31 х 18,4 метра, высота — 28 метров. Древнее закомарне покрытие не сохранилось. Декор фасадов состоял из аркатурного пояса в верхней части стен, барабана и легких полуколонок на барабане и апсидах. Стены внешне, по-видимому, были поштукатурены, укосы окон и порталы украшала фресковая роспись. Составлено строение в технике порядовой кладки на вапняно-цем'янковому растворе.

Центральное подбанное пространство храма — высокий, свободный, хорошо освещенный, с хорами в западной части — контрастировало с другими помещениями: полутемным нартексом из нишами-аркосолями для гробниц, хрещальнею, узкой лестницей на хоры в толще северной стены, небольшой молельней на хорах. Особенностью храма были маленькие боковые хоры перед южной апсидой, куда вели лестницу в более толстые стены алтаря.

Стены Кириливськой церкви покрыто живописью — фресками XII века, раскрытыми из-под масличных записей, отдельными фрагментами темперного росписи XVII столетия и масличными работами XIX столиигя на участках, где фрески не сохранились. От древних фресок, которые украшали все помещение храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, которые являют собой ценные художественные произведения периода Древней Руси.

В подбанной части сохранились изображения апостолов в барабане, евангелистов на парусах, полуфигуры мучеников в медальонах на подпружных арках. В алтаре — "Евхаристия", под ней — изображение святителей. На столбах предалтарной арки — "Благовещение", "Сретенье" и монументальные фигуры апостолов Петра и Павла. В центральном нефе важное место занимают изображения святых воинов, что, наверное, отвечало запросам феодальной знати в эпоху жестоких междоусобиц. На двух стенах трансепта — многофигурные композиции "Успения богоматери" и "Рождество Христа". Среди фресок — многочисленные фигуры пророков, стовпникив, живописные орнаменты. На стенах и сводах нартекса сохранилась композиция "Страшный суд", которая, начиная с XII века, была распространена в древнерусском стенописи. Церковники и феодалы использовали Ее для социального угнетения трудящихся и прививания им мыслей о смиренности и покорности. Для фресок Кириливськой церкви характерное сочетание больших цветовых пятен — белых, розовых, голубых, оливковых. Росписи свойственная выражена графичнисть. Решая плоскостной наряд фигур, мастера делали акцент на лицо, создавая обиды исключительной выразительности (например, фигуры святителей в северной апсиде). Богатством колорита и большим количеством жизненных деталей отмечаются сцены из "Жития Кирилла Александрийского" в южной апсиде. Много изображений, например фреска "Ангел, который свивает небо", обозначенные смелостью композиционных средств. Кириливськи фрески — один из наиболее интересных живописных ансамблей XII столетия в древнерусском искусстве.

Из темперного росписи XVII века сохранился замечательный портрет игумена Иннокентия Монастырского — известного дипломата и общественного деятеля, написанный на пилони южного нефа. Портрет является ценной достопримечательностью украинской портретной живописи того времени.

Среди масличной росписи, выполненной во время реставрации в XIX столетии, особенное место принадлежит работам известного русского художника Михаила Врубеля, в которых оказался его могучий талант монументалиста и новатора-колориста. Одно из сильнейших его произведений в храме — "Сошествие святого духа", который занимает свод хор. В изображениях апостолов художник с чрезвычайной силой передал сложность человеческих чувств, создал галерею портретов с глубокой психологической характеристикой. Здесь же на хорах Врубелем выполненные,,Ангелы из лабарами", полуфигура Христа, головы пророков Мойсея и Соломона. В нише нартекса художник написал "Надгробный плач". Построена на контрасте плавных движений трех ангелов, которые похилилися в скорби, и недвижимости тела Христа, на сочетании холодного зеленовато-серого и напряженных охровых тонов, эта сцена поражающий передает глубину человеческого горя.

Для мраморного иконостаса, выполненного за эскизами А. Прахова, Врубель написал в Венеции иконы "Афанасий", "Богоматерь", "Христос" и "Кирилл". Эти произведения отмечаются образностью, глубоким реализмом и высоким живописным мастерством. Наиболее удалась художнику "Богоматерь". В бездонных глазах этой хрупкой молодой женщины, одетой в дорогие одеяния, столько страданий и тревог за судьбу сына, что она воспринимается как воплощение материнской скорби и стоит в ряду лучших женских образов, созданных художником. Кириливський роспись и иконы стали важной вехой в творческой биографии Михаила Врубеля и в истории отечественной монументальной живописи XIX столетия.

Древняя архитектура Кириливськой церкви, ее замечательную настенную роспись влекут к этой достопримечательности тысячи гостей Киева. Здесь осуществляются концерты древнерусской музыки у грамзаписи, выступают артисты филармонии.

Кириливска

церковь

М. Врубель.

"Богоматерь"

Центральный

неф

Интерьер. Хоры

Интерьер.

Нартекс

Вид на глоловний

алтарь

Сошествие

святого духа"

Главная баня.

"Вознесиння"

Портрет

Иннокентия

Монастырского

"Сошествие

святого духа"

"Космос"

"Надгробный плачь"