Ренессансная архитектура Львова ХVI - пер. пол. XVII в.


Когда после упадка Киевской Руси и Галицко-волынского кня-зивства, Украина была разделена между Великим княжеством Литовским и Польшей, в архитектуре и изобразительном искусстве продолжали храниться традиции, художественные формы, приемы предыдущей эпохи. Верность давньоукрайнським художественным традициям была одним из способов сохранения национальной самой тождественности, самобытности. Тем более, что многочисленные набеги татар, сложная политическая обстановка, относительно слабое экономическое развитие способствовали определенному традиционализму, скорее сохранению приобретенного, чем новациям. И в то время, когда в Европе развивается гуманистическое искусство Возрождения, в архитектуре, изобразительном искусстве Украины господствуют древнерусские, византийские, готические традиции, каноны. Но постепенно в Украину проникают и распространяются влияния европейского ренессанса как в отрасли архитектуры, так и изобразительного искусства. Не обошли эти влияния и город Львов.

Начиная с военных фортификаций, постепенно веяния Ренессанса переходили и в городскую архитектуру, как культовую, так и гражданскую. Этому способствовали как и оживленные торговые отношения Львова, с городами Италии, Германии, Польши, так и учебы молоды в итальянских университетах, где они воспринимали не только ренессансные идеи, но и художественные вкус; приглашение иностранных мастеров к украинским городам.

В 1527 году большой пожар уничтожил почти весь Львов и отстраивался уже он в новом, ренессансном стиле. Вместо стремительных, обостренных, направленных к небу готических форм утверждаются уравновешенные, упорядоченные композиции со спокойными, логично продуманными и чистыми формами, воспринятыми от античной архитектуры.

Ведущую роль в архитектуре 2-й пол. XVI ст. во Львове играют итальянские архитекторы Петр Барбон, Паоло Доминичи, которого во Львове называли Павлом Римлянином, Петр Италиець и др. Работали во Львове также немецкие, польские архитекторы, как и местные мастера.

В целом в архитектуре Львова 2-й пол. XVI - поч. XVII ст. выразительно прослеживаются две тенденции. Одна, представленная в домах патрициату, католических храмах, часовнях - следование формам, традициям итальянского и Северного Ренессанса, распространения архитектуры европейского Ренессанса на Украину Вторая, представленная в православных храмах - синтез древнерусских а ренессансных архитектурных форм. Именно эта вторая тенденция положила начало возникновению нового сугубо украинского стиля, который гармонично соединит традиции украинской архитектуры с достижениями европейской и достигнет величественного расцвета в стиле украинского барокко.

Но нельзя сказать, что сугубо ренессансное направление в архитектуре Львова было отгорожено от местных влияний и традиций. В скульптурном декоре, архитектурных формах дворцов патрициев, и католических храмов чувствуется влияние как традиций украинской орнаментики, так и архитектурных форм.

Именно за проектами Павла Римлянина построены такие жемчужины ренессансного Львова, как монастырь и костел бенедиктинок, часовня Кампианив, костел и монастырь бернардинов.

Костел бенедиктинок небольшой, с узкими стинами-бойницями, могучими контрфорсами напоминает костелы-крепости XV ст. К нему примыкает квадратная башня, лаконичная и монументальная, типично ренессансных форм. "Внизу - портал с напивциркульною аркой, выше - такая же ниша со скульптурой, еще выше - окно той же формы. Ясная ритмика членений, однотипная обработка ниш и оконных отверстий подчеркивают цельность архитектурного образа Завершает сооружение фриз типично ренессансных форм и замечательный аттик, что напоминает каменную резную корону. На каждой его стороне, пишет Г. Островський, - скульптура, обрамленная волютами, углы отмечены энергичными акцентами лепных украшений" Монастырский дом имел по фасаду открытую лоджию, ;,ку образовывали три арки, между которыми стояли статуи. Сооружения монастыря бенедиктинок образуют уголок ренессансного Львова, будто перенесенный из Северной Италии.

Костел бернардинов ближе за стилем к сооружениям Северного Ренессанса - плавни, волновые линии главного фасада, динамические статуи святых. Это можно объяснить как и участием в строительстве костела вроцлавского архитектора Андреаса Бемера, так и особенным вниманием Павла Римлянина к местным архитектурным традициям, к вкусам и требованиям заказчиков.

В одном из самых своеобразных сооружений лививського ренессанса, Успенской церкви, которую строил тот же Павел Римлянин, выразительно прослеживается синтез ренессансных и древнерусских архитектурных стилей, которые создают целостное и эстетически совершенное единство. Но ансамбль Успенской церкви заслуживает особенного внимания.

В ансамбль входят сама церковь, башня Корнякта и часовня Трех святителей. Церковью заботилось славное Львовское Ставропигийське братство. После пожара братство в 1591 г. стало строить новую церковь. Автором проекта был Павел Римлянин, который также руководил строительными работами, позже к ньою присоединился также известный львовский архитектор Войцех Капинос, а завершил строительство Амвросий Прихильний. Но авторство полностью принадлежит Павлу Римлянину. Церковь является образцом удачного синтеза ренессансных и украинских архитектурных форм. В основе Успенской церкви лежит характерная для украинской культовой архитектуры композиция трехбанной церкви, удлиненной, с расположением бань по одной осе. В то же время тосканские пилястры, фриз со скульптурными барельефными изображениями под банями характерные для итальянского ренессанса. Определенная строгость, монументальность и в то же время чистота и ясность архитектурных форм и линий предоставляют Успенской церкви особенного достоинства и красоты. Поруч церкви стоит башня, построенная на средства богатого греческого купца Константина Корнякта, члена Ста ропигийського братства, в 1572-1578 гг. архитектором Петром Барбоном и еще молодым тогда Павлом Римлянином. "Башня стоит отдельно обок церкви, на квадратной основе. Ее высота с шлемом 60,15 м., с крестом - 65,85 м. Построена полностью из тесаного камня, разделенная на этажи, отделенные гзимсами, каждый этаж разделен на две аркады. На верхним этаже - галерее, шлем заканчивается вежечкою, при нем четыре крученных пирамидки. Знатоки считают эту башню, - подчеркивает И. Крип'якевич, - самой хорошей церковной башней во Львове и далеко вне Львова. " Часовня Трех святителей построена в 1584-1591 р архитектором Андреем Подлесочным как усыпальница рода Корняктив. К построению Успенской церкви в 1591-1629 гг., исполняла роль церкви. По форме эта каменная часовня напоминает трехсрубные деревянные украинские храмы Карпат, как и по форме бань, так и по богатой резьбе портала. В целом ансамбль Успенской церкви считается по праву шедевром не только украинского, но и в целом ренессансного европейского строительства XVI - поч. XVII ст.





Вернуться назад