Украинская культура в ХVII - XVIII в.


Реферат на тему :

"Украинская культура в ХVII - XVIII ст. "

Культура Украины ИИ пол. XVIИ - XVIII ст.

Проблемная ситуация. Украинская культура ИИ пол. XVIИ — XVIII ст. — это духовный образ одной из важнейших эпох нашей истории. Это время, которое вместило в себе несколько исторических суток, — освободительную войну, государственность, руину, потерю завоеваний и закрепощение — в культурном отношении был чрезвычайно плодотворным. Невзирая на сложные политические обстоятельства на украинских землях выросли десятки новых городов, сложилось европейское образование, новых высот достигло книгопечатание, появились архитектура, которая не уступала гармоничностью и великолепием мировым образцам, оригинальное занятие живописью, самобытная музыка.

Проблемный вопрос. Определите главные противоречия развития украинской культуры в ИИ пол. XVIИ - XVIII ст. Что обеспечило культурный подъем Украины на грани XVIИ - XVIII ст. ? Что определило национальное своеобразие и специфику украинского искусства ИИ пол. XVIИ - XVIII ст. ?

1. Особенности развития украинской культуры в ИИ пол. XVIИ — XVIII ст. Вторая половина XVIИ — первая половина XVIII ст. — период наивысшего развития украинской культуры. Гетманское государство (1648-1764 гг. ) возглавляют высокообразованные, европейского уровня политические и общественные деятели: П. Сагайдачный, Б. Хмельницкий, И. Виговський, И. Мазепа. Они прилагают большие усилия и средства для развития культуры, образования, шкильництва.

Школьное образование в XVIИ - первой половине XVIII ст. охватывает все слои и социальные группы населения, в частности женщин. В это время основаны школы при Нежинском, Лубненском, Черниговском, Полтавском, Переяславском, Прилуцком и Миргородском полках. На 1099 поселений их было 866, во вновь созданных Черниговскому, Городненському и Сосницькому уездах работали 134 школы, то есть одна школа на 746 учеников.

В конце XVII - в первой половине XVIII ст. в Украине существенно увеличивается количество школ при братствах. После Берестейськой унии наподобие Львовской братской было основано Стрятинську, Луцку, Кам'янську, Пинську и другие школы, в которых главное внимание уделялось изучению греческого языка, потому эти школы называли "греческими". Гетман Сагайдачный завещал специальные средства на содержание учителей греческого языка во Львовской и Киевской школах. Образовательное движение охватило почти все население Украины. Как отметил Павел Алепський в 1654 г., даже многие женщины в Украине были грамотными.

В Киеве в 1615 г. состоялось знаменательное событие для культурно-просветительной жизни. Галшка Гулечивна, "пылая набожной усердностью к вере греческой", подарила Киевскому братству земельный участок на Подоле под застройку монастыря и школы для детей благородных и городских. Учебный процесс в школе происходил за 4 направлениями: студенты изучали грамматику, риторику, философию, языки греческую, латинскую, славянскую, польскую и украинскую (русскую). Образцом были программы ведущих европейских университетов. Среди первых ректоров — Иов Борецький. Мелетий Смотрицькнй, Касиян Сакович.

П. Могила в 1631 г. учредил школу при Киево-печерской Лавре. Это вызывало недовольство у братиков и казаков, которые видели в ней конкуренцию братской школе. Конфликт закончился слиянием обеих школ, которое повлекло обеспокоенность и протест поляков-католиков. Поэтому в 1634 г. они вышли с ходатайством к сейму о запрете православным иметь латинские школы, но успеха не имели. Так была образована Киево-могилянская коллегия.

По своей сути, наподобие западноевропейских коллегий, научных центров и высших учебных заведений, Киево-могилянскую коллегию приравнивали к академии. Ее можно сравнить с такими национальными святынями и светочами знаний, как Оксфорд у англичан, Сорбонна у французов, Карлив университет у чехов, Ягеллонський университет у поляков.

Учеба в Киево-могилянском коллегиуме длилась 12 лет. Особенное значение предоставлялось изучению и чтению лекций латинским языком, так как это давало возможность поддерживать духовные и практические отношения с другими странами, иметь доступ к богатому литературному классическому наследству. Свободное обладание латынью открывало студентам путь для продолжения образования в университетах Европы. За традициями братских школ почетное место занимал старославянский язык, которым писали трактаты, художественно-поэтические произведения, драмы для театра.

Первоосновой всей учебной программы в коллегиуме, кроме изучения языков, были также семь свободных наук. Дисциплины понимали достаточно широко, охватывали собой весь важнейший спектр знаний как гуманитарных, так и естественных или богословских. В то же время с чтением логики, метафизики, слушателям предлагали моральную философию (этику) и философию природы (физику). Киевские профессора уделяли внимание изучению достижений логико-рационалистичних, их курсы проникнутые идеями Возрождения, Реформации и раннего Просветительства. Социальное состояние студентов было достаточно разным — от детей состоятельных семейств к детям мещан. Многие воспитанники стали преподавателями разных учебных заведений Украины, Болгарии, России, Сербии, Черногории, Чехии и других стран Европы и Азии. Дружба, братство, взаимовыручка, участие в управлении школой воспитывали уважение к школе и обществу. Считалось за норму участвовать в диспутах и дискуссиях, торжествах, праздниках для всех преподавателей и учеников.





Вернуться назад