Города и здания Киевской Руси

Главная - Культура - Города и здания Киевской Руси

Содержание.

1. Архитектура Киевской Руси. 2

2. Деревянные сооружения в городах Киевской Руси. 2

3. Первые каменные здания. 2

4. "Город Ярослава" в Киеве. 2

5. Монументальные здания Киевской Руси. 2

Использована литература2

1. Архитектура Киевской Руси.

Архитектура занимает в художественной культуре особенное место как основа синтеза всех других видов искусства, в частности живописи, скульптуры, декоративно-прикладного творчества. Архитектура — прежде всего искусство создания (проектирование и строительства) зданий сооружений и их комплексов. Это явление материальной культуры и в то же время один из ведущих видов пластичного искусства, которое основывается на единстве принципов красоты и полезности Как вид искусства, она формирует пространственную среду для жизни и деятельности человека, выражает общественные идеи в художественно-естетических обидах.

Общественная ценность архитектуры предопределяется функциональным характером сооружений, их эстетической определенностью. По назначению архитектура разделяется на основные типы: жилищную, социально-общественную (культовые здания, культурно-просветительные, зрелищные, административные и тому подобное), промышленную (производственные, транспортные, торговые сооружения). Составляющей архитектуры является садово-парковое искусство (оформление парков, скверов, бульваров и тому подобное).

В Украине архитектура как вид строительного искусства возникает в VII ст. к н. е. Высоким уровнем отмечалась архитектура бывших греческих колоний на украинском побережье Черного моря.

В период становления Киевской Руси (IX ст. ) типичной формой поселения становится "огород", то есть огражден укрепленный город с группой поселков вокруг. Города приобретали важное значение в экономическом и духовном развитии древнерусского государства. Князь Владимир, а впоследствии Ярослав особенно заботились о застройке главного города Киевской Руси — Киева. Во времена Владимира начал складываться план города. Киев разделялся на верхний город ("дитинець"), или "вишгород", "гора", и нижнее ("подол").

2. Деревянные сооружения в городах Киевской Руси.

Архитектура городов и сел Киевской Руси представлена в первую очередь деревянными сооружениями. Археологические исследования Киева, Новгорода, Старой Ладоги, Пскова, Звенигорода, других древнерусских городов выявили многочисленные остатки срубных зданий, а также разные конструктивные детали — карнизы, наличники, коньки, колонки, дверные косяки и тому подобное. Они свидетельствуют о богатом архитектурном декоре жилья давних русичей (X — XIII ст. ). Отдельные из них — настоящие шедевры народной архитектуры. Такими, очевидно, были дома состоятельных слоев населения, которые упомянуты в письменных источниках под названием «хоромы». Последние состояли из нескольких срубов, которые образовывали целостный комплекс прими-щень — «сени», «истба», «клеть». В крупных городах княжеско-боярские и купеческие «хоромы» имели два и больше этажи. На верхних размещались «сени», которые, согласно описанию летописной статьи 983 p., представляли собой галерею на столбах, а также «терема». Жилье бедноты — однокамерные дома площадью до 20 м2. На юга Русые они возводились, преимущественно, с помощью каркасно-столбовой конструкции, которая обмазывалась глиной и белилась подобно украинской хате.

Из дерева возводились укрепления древнерусских городов — клети, заборола, башни, а также церкви. Летописи не часто вспоминают о строительстве деревянных храмов, но в архитектурном силуэте городов и сел они занимали главное место. Свидетельство летописи о 600 киевских храмах, которые уничтожены пожаром 1124 p., подтверждают это. Деревянными были, в частности, первые Софийские соборы в Киеве и Новгороде, церкви времен Владимира Святославича, которые сооружались на разрушенных языческих капищах. Все сельские храмы также строились из дерева. Традиционная деревянная архитектура впоследствии потеряла в Киевской Руси свою престижность. Выход государства на международную арену, контакты с византийской культурой, а потом и внедрения христианства обусловили возникновение монументальной каменной архитектуры. Именно с ней киевские князья ассоциировали государственное могущество страны, а также собственное величие. Они стремились жить во дворцах не хуже, чем византийские императоры, а Киев украсить храмами, которые бы не уступали цареградським.