ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ XIX в.


На рубеже двух веков — XVIII и XIX — начерчивался достаточно ясный путь для новых творческих свершений в отрасли музыки. Имеем в виду прежде всего хоровое творчество выдающихся композиторов — Березовского, Веделя и Бортнянського. Появился ряд опер (Березовский, Бортнянський), несколько симфоний (Бортнянський, неизвестный автор начала XIX ст. ), камерно-инструментальная музыка Но через царские притеснения и сознательный запуск властями учебных закла-див в первой половине XIX ст. на Украине не было возможностей для развития демократической культуры. Дальнейшее закрепощение крестьянства заострило классовые противоречия, вызвалось к ряду стихийных народных восстаний (например, борьба крестьян под руководством Устима Кармалюка в 30-ые годы на Подилли).

Важную роль в борьбе за новое, прогрессивное общество, за отмену крепостничества сыграло восстание декабристов на Сенатской площади в 1825 году. В. И. Ленин высоко оценил деятельность декабристов, назвав ее первым этапом революционной борьбы в России. Известно, что «Южное общество» декабристов гуртувалося в Чернигове и Василькови (около Киева) и имело важное значение для революционного движения на Украине.

Однако крестьянские выступления против помещиков, восстание декабристов и деятельность Кирило-Мефодийвського братства только расшатывали строй крепостника, но не ликвидировали его. Освобождение крестьян в 1861 году состоялось без предоставления им земли, и их положение фактически не улучшилось. Однако реформа 1861 года открыла путь для утверждения и развития более прогрессивной формы общественного строя.

В первой половине XIX ст. музыкальная культура Украины развивалась в достаточно сложных условиях. Основными концертными ячейками были помещицкие имения Некоторые большие землевладельцы, как М. Овсянико-куликовский, В. Тарновський, Г. Галаган, Д. Ширай и Другие, имели свои симфонические оркестры, оперные и балетные труппы. Артистами были преимущественно крепостные. Нередко для руководства музыкальным делом помещики приглашали известных музыкантов, композиторов из-за границы.

Музыкальные центры в барских имениях сыграли определенную историческую роль. Некоторые оркестры продолжали свое существование и после отмены крепостничества. Они влились в музыкальную культуру крупных городов и обогатили ее.

Наибольшие города Украины — Киев, Львов, Харьков, Полтава, Одесса — имели свои музыкальные традиции. В первой половине XIX ст. их культура развивалась не так интенсивно, как в следующие 60-70-ые годы. Однако именно здесь зарождались и дали свои первые ростки демократическое искусство, литература, наука. С открытием театров, появлением оперных трупп, организацией концертной жизни (хотя и не периодического) начинается новый этап культурного развития. В этом процессе значительную роль сыграло открытие университетов в Харькове, Киеве, Львове. При Харьковском университете были музыкальные классы, где велась регулярная подготовка профессиональных кадров. Во Львове была открыта консерватория, и это также существенно отразилось на развитии музыкальной жизни города.

Основателем новой украинской литературы стал Иван Котляревський. Его «Наталья Полтавка» и «Москаль-волшебник», как и произведения Г. Квитки-Основ'яненка, Есть. Гребенки и других, были написаны языком, близким и понятным народу и рассказывали о судьбе простых людей. В них звучали народные песни, музыка. Это были первые ростки новой демократической культуры. Котляревський подытожил многовековую музыкально-театральную традицию и создал высокохудожественные, классические произведения. «Наталью Полтавку» автор назвал народной оперой.

Композиторы охотно обрабатывали музыку к упомянутым пьесам. Не первым ли обработал несколько песен из «Натальи Полтавки» А. Барсидський. Позже, в 1883 году, М. Лысенко написал увертюру к «Наталье Полтавки», антракты к действиям, сопровождение к песням — словом создал настоящую оперу.

В начале XIX ст. появилась Симфония соль минор неизвестного автора. Жаль, что ее выполнение в честь открытия Одесского оперного театра в 1809 году было или не единственным. В следующие 150 лет она считалась затерянной. Были определенные успехи в развитии камерной, в частности инструментальной, музыки. Достаточно вспомнить инструментальную музыку братьев Лизогубив, М. Маркевича. Следовательно, музыкальную культуру Украины первой половины XIX ст. характеризует сбор творческих сил, переход искусства на новые, демократические принципы Окончательно этот перелом состоялся несколько позже. Во второй половине XIX ст. украинская музыка достигла значительных успехов. Происходит процесс формирования глубоко народного и реалистичного искусства. Большой интерес в связи с этим вызывала народная песня. Ученые начинают записывать музыкальный фоль-клор, композиторы активно используют его в своих произведениях. Огромное количество украинских народных песен (мелодий и текстов) записал Николай Лысенко. Фольклором занимался и Петр Сокальський, который создал научный труд «Русская народная музыка. . . ». Коренным образом изменилась концертная и театральная жизнь. Открываются оперные театры в Киеве, Харькове, Львове. В крупных и малых городах Украины организуются симфонические концерты, музыкальные общества, открываются филиалы Русского музыкального общества (РМТ), а также общества «Боян» (сначала во Львове и других городах Западной Украины, а потом в Киеве). Конечно, за самодержавие украинское искусство не имело необходимых возможностей для своего развития. Но передовые русские деятели всячески пидтри-мували украинскую демократическую культуру. Об этом свидетельствуют творческие отношения между С. Гулаком-Артемовським и М. Глинкою, П. Сокальським и О. Даргомижським, М. Лысенко и М. Римським-Корсаковим и П. Чайковским. Влияние русской классической музыки на формирование украинского национального искусства было огромным. Непосредственный толчок к развитию целого ряда музыкальных жанров дал украинский театр, который в 70-80-ые годы прошлого века достиг высокого профессионализма. Деятельность музыкально-театральных трупп во главе с М. Кропивницьким, М. Садовським, М. Старицьким, П. Саксаганським, М. КарпенкоКарим, М. Заньковецькою заменила в определенной степени отсутствующий в то время украинский оперный театр. Для этих представлений начали создавать музыку украинские композиторы, в частности, М. Лысенко.





Вернуться назад