Интерпретация клавирних произведений Й. С. Баха


Клавирна музыка была распространена по всей Европе XVI - XVIII века.

Она отображала особенности национальных культур риз-них стран. Название "клавир" в старинной музыке относилось к инструментам разного типа : орган чембалоа (клавесин), клавикорд. Эти инструменты отличались своей формой, величиной спосо-бом звуковидобування.

Коренные изменения между чемболо, клавикордом, с одной стороны, и органом из второй - заключалось еще усталость, что первые видносять-ся к структурным, а орган к духовым инструментам. Общим для них всех является наличие клавиатуры. Благодаря одинаковое построение клавиатуры на них могли играть одни и те же же музыканты.

Филипп Эмануэль Бах в своей книге начинает часть "Об ис-полнении" следующими словами: "Предметами исполнения яв-ляются сила и слабкость звука. "

Начнем с силы звучности. На сквозняке многих веков в музыке господствовала умеренная звучность, более тихша, чем и, какая ха-рактерна нашему времени .

"В клавикорда не было даже mezzo piano; блокфлейта при форсировании звука давала непроизвольно передувания; а на барочном гобое даже опытние исполнители не могли извлечь pianissimo. Таким образом, при динамическом чтении речи шла скорее не о контрастировании, а о нюансировке".

Из клавишных инструментов - как уже говорилось - имеет слаб-кий, зато нежный звук. Достаточно более сильным инструментом был кла-весин. О регистровой палитре клавесину точно и полезно пишет Ванда Ландовська : "Ясный и точный рисунок (сочинений Баха), свободные, смелые, а иногда внезапные обороты не соответст-вуют сочности тембра нашего современного фортепиано и время-то просто не могут обойтись без клавесина с эго тонкими уко-лами ясных сверкающих звуков. Живописность этой музыки, ее веселые краски светящиеся изнутри, подобно колористическим бликам старых витражей требуют регистров клавесина с эго и-инственным гудением и со всем богатством игры и звуковых комбинаций".

Важная динамическая особенность, которая характеризуется ви-конанням старинной музыки, - ефектека, распространенный на сквозняке нескольких веков к XVIII ст. Ехо-эффект связан не столько с уменьшением силы звуку, сколько с его украшением. Ве-лику роль при этом сыграл пространственный контраст.

Уравнивая между собой динамические средства фортепиано, с од-ной стороны, и динамические средства клавесину и клавикорда - из дру-гой, то мы видим следующее:

1) фортепиано не владеет ни октавными удваиваниями кла-весину, ни возможностью создать протискладнення зву-чности, средством изменения регистров и клавиатуры;

2) со второй стороны, фортепиано владеет чувственной и подвижной динамикой широкого диапазона, что не доступное ни клавесину, ни клавикорду.

Когда Антону Рубинштейну задали вопрос, в чем секрет магического влияния его игры на публику, он ответил: ". я много труда потратил, чтобы добиться пения на фортепиано. " Комен-туючи это признание Генрих Нейгаус заметил: "Золотые слова! Они должны были бы быть выгравированы на мраморе в каж-дом фортепианном классе".

Содержательность и напевность! - вот что является ключом к ар-тистичного выполнению музыки Баха. И производиться это и второе должно не только в средних и старших классах школы, а как мож-на раньше, то есть из самих первых уроков. Максимальное внимание уч-ня к качеству фортепианного звука, даже когда ему заданное упражнение, гамма или этюд. Это никогда не должно выпадать из поля зрения преподавателя.

Игра многих подростков, которые закончили музыкальные школы, пока-зують о глубокой закоренелой привычке учить Баха механически, ко-ли пальцы идут подсознательно. Одна из причин - это неумение пра-цювати в медленном темпе.

Немало усилий в занятиях по починаючими требуются от педагога, чтобы побороть формальное отношение к динамике, точнее к динамическим оттенкам. Дорогое изменение силы звука ученик должен чувствовать как естественную необходимость и ее внутреннюю ло-гику: усиление динамики, связанное со стремительным движением мелодии к кульминации, а потом уменьшению звучности до конца фразы.





Вернуться назад