Музыкальное искусство Индии


В течение по крайней мере пяти тысячелетий Индия произвела и сохранила глубоко оригинальную культуру, которая принадлежит к большим достижениям мировой цивилизации. В условиях многовекового господства рабовладельцев и помещиков индийский народ затворов чудеса искусства. Он украсил монументальными фресками стены пещерных храмов в Аджанте, Багхе, Элоре, и роспись эта остается шедевром непреходящего значения доныне. По всей стране построено были огромное количество прекрасных домов — всемирно знаменитых дворцов, храмов, усыпальниц. Величие и размах архитектурных планов и форм они соединят с самой тонкой орнаментальной отделкой. С древних времен славились индийские художественные изделия из дерева и слоновой кисты, инкрустированное оружие, вышивка золотом. Литература Индии огромна. Ее первые памятники — священные книги Ведыд возникли за тысячелетие к началу нашей эры. В IV — VI веках нашего летоисчисления Индия создала свою классическую драму с ее жемчужинами «Шакунталой» и «Рагхуваншей» гениального Калидасы.

Индийский народ — не только большой зодчий и виршотворець. Он также чрезвычайно музыкальный. Его творчество многонационально. Оно много и разнообразно по темам, жанрам, по местным областным стилям и мелодичным вариантам. Свои песни есть. у Бенгалии, Ассама, Раджпутане, Пенджабу, Хайдарабаду. Классические стили индийского танца также самобутни в разных частях Индостана. Каждый сопровождается своей особенной музыкой древнего оригинального состава.

С незапамятных времен в песнях народа отбитые картины жизни и работы тружеников индийской земли. Поэзия тяжелого труда, его горечь, муки, ее движения, звуки, ритм — все это воплощено в музыке с мастерством, которое соединит художественную правду, эмоциональность и тонкую отборность формы. Индия, земледельческая страна, еще в древности создала крестьянские песни об урожае — бенгальские, тамильськи, ассамийские; песни молотилыциц, ритмично изобретательные крестьянские песни лауни и многие другие. Индия — страна большой архитектуры, древних городов с их укреплениями, дворцами, храмами. Отсюда древние песни строителей — каменщиков, кровельщиков, плотников, резчиков по дереву и камню. Дальше, Индия — страна больших год (Ганг, Инд, Брамапутра) и морских побережий, где издавна пекут свои песни-корабельщики, лодочники, гребцы. Песенное искусство индийского народа отбило и другие своеобразные черты труда, быта, природы, флоры и фауны страны. К числу очень древних относятся, песни погонщиков слонов и буйволиц, Пенджабские песни погонщиков-верблюдов — таппа, пастушеские песни, пунги — песни укротителей кобр.

В Индии возникли, получили чрезвычайно широкое распроранение и на тысячелетие глубоко укоренились религии-брахманизму, буддизму, индуизму. Идеи и обиды этих религий сделали очень большое и чем дальше, тем более мертвое влияние на жизнь, быт и искусство народа. Многочисленные религиозно-обрядовые песни, невзирая на достаток зазахололих ритуально-культовых мотивов, отбили в своеобразном переламывании и разные стороны реальной жизни огромной страны.

Сильное влияние на музыку оказывало в течение тысячелетий каствое разделение общества. Этот чрезвычайно реакционный, закостенелый институт разъединял музыкальные культуры и препятствовал их прогрессу, а некоторые '^ слои общества (например, так называемых «неприкасаемых») обрекал, вместе И с их искусством, на полную почти изоляцию

В I тысячелетии к н. е. в Индии сложился высокохудожественный эпос — всемирно-известные поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Отрывки из этих поэм положены были на музыку. Путешествующие певцы -сказители — катхака ! — появились/ вероятно, и творцами и исполнителями этих эпических песен. Доныне катхака сохранили традиционный архаичный состав своих рассказов, с частыми переходами от языкового рассказа к пению. Это искусство богато героическими обидами. В суровом, мужественном стиле составлены героические песни Пятиречья, на долю которого выпало особенно много ненастий и военных экзаменов, В Южной Индии народ еще в древности создал прекрасные песни жанров свараджати, варнам, в которых прославлялись герои страны и их подвиги в борьбе за отчизну. На крайнем пивденно-сходи тамилы (одна из древних народностей Индии) составили много веков назад свою патриотическую песенность.

Индийская поэзия с очень давних времен богата обидами, ирика отразившими склонность национального характера народа к спокойному и возвышенному рассуждению. Лирически-сосредоточенная задумчивая народная песенность — бенгальская, тамильська, Пенджабская и другая также восходит к далекой древности. Индийская эстетика утверждает, что ее художественная задача — «раскрывать картину тайных несказанных глубин нашего существа».

Однако морально-философские идеи не складывали единственного содержания народной песенности. В ней встречается также огромное огромное количество простых и непосредственных высказываний на опоэтизируемые темы повседневной жизни. Время возникновения многих напевов неизвестно сколько-нибудь точно, ню мы неминуемо должны обращаться к фольклору, потому что в нем живут и звучат самые давние источники национального песенного стиля. Поэтому он заключает в себе не только заманчивость местного колорита, но и глубоко народную душу искусства прошлого.





Вернуться назад