Керамика Коломийщини


Сызвека Коломыя славилась гончарным искусством: ХУИ веке город был признан гончарным центром, а в XVII — коломийськи гончары уже применяли подполивную роспись.

Невзирая на некоторое подобие к косивськой, коломийська керамика имеет свои, четко выраженные особенности. Здесь чаще применяли рожковую роспись — фляндрування. Для художественных изделий характерные стилизованы растительные (вазонкови) композиции

Из небольшого количества геометрических элементов : штрихов, каракулек, точек и точечек, кругообразных и спиральных линий зелеными и темными красками на тонированном ясном фоне или бело-зелеными красками.

Экспонируемые тарелочки, миски, поставники неизвестных коломийських мастеров конца XVIII — началу XIX века захватывают динамической и непринужденностью композиций.

На конце XIX века промышленное производство посуды вытесняет кустарное гончарство. Чтобы предотвратить полный упадок гончарства, для его возобновления и дальнейшего развития традиций народного промысла в 1876 году в Коломые открыли гончарную школу, которая просуществовала до 1914 года. Школа имела определенные успехи в технологии керамического производства и будивельне-декоративний керамике : фасады многих домов города облицовывали керамическими плитками местного изготовления. Примером являются изразцы на фасаде бывшего дома гончарной школы, старого дома почты, нынешнего дома офицеров.

В витрине экспонируются изделия выпускников этой школы; декоративные тарелки и детали умывальника, украшенные стилизованными растительными мотивами. Рядом — чашка с блюдцем, миска выполнена Станиславом Антоновичем Патковським (1880-1970), который долгие годы работал скульптором-реставратором в Киеве. Подсвечник и большая ваза выполнена Яном Словицьким, и произведения исполнены неизвестными выпускниками гончарной школы.

Конец ХИХ начало ХХ века характеризуется большим ростом капиталистического фабричного производства, которое поставляет рыночные металлические изделия и посуду из камяной массы. Поэтому постепенно народное гончарство вытесняется и потому в 1914 году школа перестает существовать.

В 30 х годах ХХ го века возобновляют свою работу отдельные народные гончары, но через тяжелые социальные условия возникает дука создать керамическое обеднання "Керамик", какое очоле КАрль Францович Санойца.

Кароль Францович Санойца

Оригинальными композициями, богатым и разнообразным орнаментом отмечаются произведения талантливого мастера Коломийщини Кароля Франта Санойци (1911 — 1945). Для декорирования своих изделий он использовал растительный и геометрический орнамент, мастерски вплетая у него изображение птиц, рыбок, оленей. Основная цветная нагрузка — на тарелках и мисках — автор выносил на берега тарелки, запирая роспись в одно целое. Цветная гамма трехцветная, он использует уже желтый, зеленый, коричневый на белом фоне. Кароль изготовлял разнообразную декоративную посуду: тарелки, миски, вазы, збанки.

Кароль Санойца учился у Антония Товпаша, который одно время учился гончарства в гончарной школе, потому и в Санойци просматриваются традиции школы в орнаментике.

Керамика Косова

Левая сторона зала

Гончарным промыслом издавна известно и город Косел. В XIX веке здесь жили и работали талантливые гончары Баранюки и Олекса Петрович Бахматюк, которых правда можно назвать классикой гуцульськой народной керамики.

Отец и сын Баранюки — Михаил (1834— 1902) и Иосиф (1863-1942 ) были родом из села Москаливки (теперь вошло в пределы Косова). Производили бытово-декоративную посуду и изразцы. В витрине экспонируются декоративные тарелки, миски, поставники, расписанные с высоким вкусом в традиционном гуцульському колорите. Для орнаментировки мастера использовали растительно-геометрические и сюжетные композиции. Весь декор тарелок и мисок подчинен коловому движению, которое вроде бы убыстряет ритм отдельных элементов. Центральная роспись обрамлена одной или двумя орнаментальными полосами.





Вернуться назад