Письменность и литература Мессопотамии

Главная - Культура - Письменность и литература Мессопотамии

Наибольшее достижение культуры Мессопотамии - письменность. Раньше всех ее создали шумеры в IV тысячелетии к н. е. Сначала появилось малюнкове письмо - пиктография. Постепенно отдельными знаками начали помечать уже не слово, а составы и звуки, а рисунки изменили свой вид. Для письма использовали глину - самый распространенный природный материал в Двухлетии. Из тщательным образом очищенной глины изготовляли табличку, надпись наносили палочкой или металлическим стержнем. По форме клинообразных черточек письменность получила свое название - клинопись. Готовую табличку обжигали в специальных печах.

От шумерской письменности происходят клинописные системы Аккада, Вавилоний, Асирий. В свое время имела место интересная ситуация: когда лингвисты расшифровали асирийський, потом вавилонская клинопись, они предусмотрели открытие еще более давней культуры. Археологи откопали шумерские памятники значительно позже.

Сейчас уже прочитаны тысячи табличек самого разнообразного содержания : царские приказы, хозяйственные записи, ученические тетради, научные трактаты, религиозные гимны, художественные произведения. В Ниневии была сделана исключительная находка - первая в истории человечества библиотека. Ее создали по приказу асирийського царя Ашшурбанипала. Сохранилась и табличка с суровым приказом, разосланным по всей стране, собирать или переписывать глиняные таблички. Библиотека была блестяще организована: внизу каждой таблички - полное название книги и номер "страницы", ящики розмищалися на полках в соответствии с темами, у каждой полки - номер.

В библиотеке Ашшурбанипала сохранилась первая из известных в мировой литературе эпическая поэма. Она была создана еще шумерами и рассказывает о царе города Урук, героя Гильгамеша. Гильгамеш и его друг Енкиду осуществляют огромное количество подвигов. После смерти Енкиду Гильгамеш не может примириться с тем, что, в отличие от богов, люди не живут вечно. Он отправляется искать тайну бессмертия. Поиски приводят его к первому человеку - Ут-напишти. Ут-напишти пересказывает Гильгамешу историю своей жизни. Перевод этого рассказа на европейские языки производил настоящую сенсацию, поскольку она практически полностью совпадала с рассказом о "большом потопе" в Библии: гнев богов, сооружение большого корабля, земля, покрытая водой; даже остановка па вершине большой горы! В конце своего путешествия Гильгамеш, потеряв волшебный цветок бессмертия, понимает: вечно живет в памяти потомков тот, кто осуществляет добрые дела.

Обиды и сюжеты шумерской, вавилонской, асирийськой мифология сохранилась после гибели этой цивилизации. Например, мифы о сотворении мира и людей из глины, об умирающем и воскресающем боге Тамуза. Семидневная неделя сложилась в асирийцив и вавилонян, которые поклонялись семи главным богам. Такие примеры можно продолжать.

2. Первые школы. Литературные произведения. Наука, школы и школьники

Государству, как и теперь, нужны были грамотные люди. В III тыс. к н. е. в Шумере возникают школы. Это самые давние школы в мире. Сначала школы готовили писцив, землемеров. Впоследствии они превратились в своеобразные академии. Здесь не просто учились писать, читать и считать, но и изучали разные предметы: математику, грамматику, музыку (вспомним гробницы Ура и арфы), законодательство. Учеников знакомили с текстами из медицины, ботаники, литературы. Школы назывались «домами табличек», учитель — «отцом», а ученики — «детьми дома табличек».

Шумерское письмо намного сложнее, чем наше. Оно насчитывает несколько сот знаков. Чтобы освоить его, одного года маловато.

Писали в Мессопотамии, как вы знаете, на глиняных табличках. Поэтому занятия начинались с их изготовления. Школьники замешивали глину и лепили таблички. Теперь можно было писать. Детворе выдавали таблички с письмом, и они старательно их копировали. Если значок не удавался, можно было стереть его влажной тряпкой. Учитель объяснял, что означал каждый значок. Назавтра ученик должен был выучить их.

Старшие ученики копировали уже целые тексты. Те, которые выполнены правильно, подсушивали и несли к библиотеке. Там их ставили на полке. Одна из самых давних библиотек выявлена в Уре. Она насчитывала 2 тыс. табличек. Если бы более легко было найти нужную табличку, складывали описание библиотеки. На отдельных табличках указывали название текста и номер полки.

Учитель имел помощника. В переводе эта должность называлась «человек с розгой». Вы уже поняли, что то был за помощник. Недовольный учеником учитель звал помощника. А дальше можно представить, что ожидало дебошира.

3. Литература и устное народное творчество Мессопотамии