Кино ХХ века


Одной из отличительных черт культуры XX в. есть расширение сфер ее влияния на людей через средства массовой коммуникации, такие, как радио, кино, телевидение, что появились продуктами научно-технической революции. Их значение в усилении информационного обмена трудно переоценить.

Кино можно без преувеличения назвать языком ХХ века. До конца столетия что двигается и звучит картинка, которая поступает по или телевидению через компьютерную сеть, стала главным носителем информации (политической, коммерческой, научной, естетической и т. д. ).

Если на рубеже XIX и ХХ веков появилось новое искусство - зажегся киноэкран, - выходит, это было нужно, и не «кому-нибудь», а тем же людям, что перед этим экраном собирались.

Примитивное зрелище таило в себе неизведанные возможности. Те, кто их почувствовал, угадав, стали творцами нового искусства. Их имена нам известны: Луи Люмьер, Жорж Мельес, Дейвид Уорк Гриффит, Чарльз Чаплин, Сергей Эйзенштейн и многие, многие другие.

Кинематограф как вид искусства отличается от других своей синтетической. В нем синтезированы естетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства, фотографии, музыки, достижения в оптику, механику, химии, физиологию. Популярность кинематографа заключается в свойственной только ему совокупности и многообразию выразительных средств. Кино, зародив на рубеже XIX — XX вв., возникло под воздействием потребностей общества осмыслить свою историю, жизнь и деятельность и развивалось в русле культуры XX в., поэтому его стили и направления отвечают основным стилям искусства XX в.

Киноискусство исторически подразделяется на виды. В нем сложились четыре основных вида:

1) Художественный (игровой) кинематограф, который воплощает средствами исполнительского творчества замысел кинодраматического произведения, или адаптированного произведения или поэзии прозы.

2) Документальный, что является особенным видом образной публицистики.

3) или Мультипликация анимация, «одушевляющая» графические или кукольные персонажи (людей, животных, растений, вещей, даже стихии).

4) Научно-популярный кинематограф, который использует средства всех трех жанров для пропаганды знаний.

Киноискусство многогранно по жанрам, но для современного кино характерная тенденция к их взаимопроникновению, которое реализуется в основном с помощью новаторских устремлений и приемов. Степень новаторства зависит от уровня творчества кинорежиссера и всех участников творческого коллектива, от качества и совершенства технических средств.

Первые десятилетия после своего возникновения кино как вид искусства лишь завоевывало свою популярность. В 20-й г. кинематограф становится не только популярным и модным видом искусства, но и киноиндустрией: формируются огромное количество киностудий, сеть кинопроката. В это время создаются шедевры раннего, пока еще немого кино— «Броненосец Потьомкин» С. Эйзенштейна, «Большого парада» К Видора из Ч. Чаплином, «Жадности» Е. Штрогейма. Творчество режиссеров Д. Вертова, Я. Протазанова, Л. Трауберга, В. Пудовкина, Г. Козинцева складывается именно в это время Третье десятилетие XX во входит в историю кинематографа как начало эпохи звукового кино, которое делает его еще более массовым. Господствующее положение в мировой киноиндустрии занимают США. Коммерческие фильмы — экранизации бродвейских мюзиклов — в тот период очень популярные. Но создаются и действительные произведения искусства : «Новые времена» Ч. Чаплина, «Гроздья гнева» Дж. Форда, «Хлеб наш насущный» К— Видора. В СССР на экраны выходят шедевры отечественного кино «Веселые ребята», «Волга-Волга» и «Цирк» Г. Александрова, «Чапаев» братьев Васильев и др.

В послевоенный период кинематографический мир потрясли ленты итальянских мастеров неореализма : Л. Висконти, В. где Сика, Р. Росселини, Ф. Феллини, М. Антониони и др. За последние десятилетия мировой кинематограф обогатился не только новыми художественными направлениями, но региональными, национальными школами, каким присущи и прогрессивный взгляд на мир, и глубокий гуманизм, и тонкая лирика. Конкурировать с кинематографом может только телевидение, и по приступности к зрительской аудитории, и из комплекса выразительных средств.

В целом культуре XX в. присуще многообразие ликов, расхождения способов отношения к миру и к себе подобным, но при этом она единственная в своем многообразии, потому что развитие культуры как целостности — необходимое условие ее существования.





Вернуться назад