КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ


Длительное время господствовал стереотип резкого противопоставления средневековой культуры Запада и итальянского Возрождения. Средние века — это, мол, господство церковной догмы, отсутствие яркого развития науки и искусства. Возрождение, напротив, отбрасывает всю эту "ночь" средневековья, обращается к светлой античности, ее свободной философии, скульптуры обнаженного человеческого тела, к земной, вольготной и ничем не связанной свободы индивидуального и общественного развития.

Ренессансная культура основана на двух источниках — античное классическое наследство и наследство "темных веков" средневековья, что так презирал гуманистами. Творцы культуры Возрождения, черпая из двух источников — язычно-античного и христианско-средневекового, создали оригинальную культуру с присущими ей чертами.

Фундаментальными здесь есть антропоцентризм как структурно-строительный принцип новой системы культуры, как точка отсчета в шкале ренессансных ценностей. Именно в рамках этой культуры состоялось открытие мира и человека, что понимают принципиально поновому по сравнению с умирающим средневековьем. Изменение было действительно поразительным, вместо такого характерного для средневековья христианства, постоянной заботы верующего о мире вечном, потусторониний, в мировосприятии гуманистов на первом плане появилось сильнейшее стремление человека к земной, прижизненной и посмертной славе. При формальном сохранении традиционно-христианской интерпретации "большого переплетения бытия" в центре вселенной гуманистов истинно творческим началом бытия оказывался не бог, а человек.

Есть три специфических черты гуманистического учения :

1) "реабилитация" природы, а вместе с ней и через нее поводы самого человека, что в конечном итоге привело к обоження природе и признанию человека гармоничным единством тилисного и духовного начал;

2) выдвигания на первый план "личной" и деятельной основ категорий "достоинство" и "добропорядочность";

3) радостное мировосприятие, требование полноты жизни — всеми чувствами, способностями; гармония ума и страстей.

И как будто в противовес мотива, который звучал веками к этому, о "жалких условиях человеческого существования", "пренебрежение к миру" гуманисты настойчиво подчеркивали прямо противоположную идею — о красоте и гармонии мира и достоинстве человека, не родовую и сословную, а исключительно личную.

Не менее интересной является и такая черта культуры Ренессанса, как ее зориентованисть на "омоложення" и регенерацию времени. Констатирующим элементом общественно-художественного сознания эпохи Возрождения было повсеместно распространенное чувство юности, молодости, начала. Юность Возрождения должна быть вечной, потому что античные боги, которым пытались наследовать люди Ренессанса, никогда не старели, не подчинялись влиянию времени. Миф о юности имеет подобно другим мифам (счастливого детства, затерянного рая и тому подобное) все черты исконного архетипа, который постоянно возрождается, чтобы вернуться как идеальный образец в измененных ипостасях в разных культурах и в разное время.

Ренессанс представляет первую культурную форму регенерации времени, которое сознательно выражает идею обновления. На эпоху Ренессанса можно также посмотреть как на большую цельную попытку начать историю опять, на акт начала, регенерацию общественного времени. В целом можно сказать, что именно в ренессансной культуре была выработанная идея о безграничном могуществе человека, о ее безграничных возможностях.

Возможно, наиболее ярким бытовым типом Возрождения было то веселое и легкомысленное, углубленное и художественно красиво отображенное сожительство, о котором нам говорят документы Платоновской академии в Флоренции конца XV ст. Здесь мы находим турниры, баллы, карнавалы, торжественные въезды, праздничные пиры и вообще всякого рода приманки даже будничной жизни, летнего проведения времени, дачной жизни, обмен цветами, стихами, непринужденность и утонченность как в повседневной жизни, так и в науке, красноречивости и вообще в искусстве, переписку, прогулки, любовную дружбу, артистическое обладание итальянским, греческим, латинским и другими языками, обожание красоты мысли и увлечения религией всех времен и всех народов. Все дело здесь в эстетическом любовании антично-средневековыми ценностями, превращении своей личной жизни на предмет эстетического любования. Вместе с этим бытовая практика алхимии, астрологии и разной, магии охватывала все общество Возрождения снизу доверху и была вовсе не следствием необразованности. Она результат все той же индивидуалистической жажды завладеть таинственными силами природы. С этим связан и тот исторический парадокс, что священная инквизиция достигает расцвета в эпоху возрождения. Охота на еретиков и видьм, безутримний террор и коллективные психозы, жестокость и моральное ничтожество, страдание и обычные скотство являются продуктами Ренессанса. Они и деятельность священной инквизиции не противостоят тогдашним большим достижением духа и мнения человека, а связаны с ними, являются их неотъемлемой частью, выражают порыв и потребности человека. Потому что Возрождение весьма богато неоконченными суевериями, которыми охвачены были решительно все слои общества, включая ученых и философов, не говоря уже о политиках и правителях.





Вернуться назад