Массовая культура и ее влияние на культурный процесс


Вступление

Первые десятилетия XX ст. обозначены все усиливаемым крахом моральных норм и принципов, нигилистическим отношением ко всему, что так или иначе было связано с универсальными человеческими ценностями. Освободившись от всех ограничений, которые сдерживали свободу экономической деятельности, человек умудрился не заметить того, что с преодолением преград на своем пути она разрушила и те общественные фундаменты, вне которых культура оказывается лишенной способности к саморазвитию.

Вырвавшись за рамки любых сдерживающих норм и решительно порвав с устоявшимися духовно-моральными традициями, человек не удовлетворяется достигнутым отказом от примирения со своей судьбой. В результате ее духовно-моральный протест находит продолжение в протесте политическом. Стремление к немедленной реализации своих желаний, связанных с коренным изменением условий земного существования, бросает этого человека в ужасы двух мировых войн, на нары концлагерей, в жесткие структуры политических режимов, которые отрицают всякий моральный миропорядок.

Как форма сам детерминаций индивида, решения и пере-виришення им своей судьбы культура подальше больше приобретает зловещего лица безграничных в своем могуществе тираний. Вытеснена из привычных, исторически предопределенных ниш существования, человек убеждается в полной незащищенности своего внутреннего мира, краха гуманитарных идиллий. Духовно-моральный и политический протесты, вылившись в протест исторический, приводят к ликвидации свободы и насаждению кровавых диктатур.

Стремление правящих режимов к нивелировке своих граждан, превращения их на «массу», «толпа» находит свое отображение в развитии системы массовой пропаганды, особенно в ее тоталитарном варианте, адресованном всей нации. Выдвигается задание тотальной морально-психологической обработки населения. Особенные надежды в этом плане полагаются на коммуникативные возможности «массовой культуры», которая, как известно, на официальном уровне поддается сокрушительной критике.

1. Возникновение массовой культуры

В вопросе о времени возникновения «массовой культуры» есть разные точки зрения. Некоторые исследователи считают ее извечно присущей культуре и потому выявляют уже в античном эпосе, в зрелищных действах Римской империи. Другие связывают возникновение «массовой культуры» с научно-технической революцией, которая принесла с собой совсем новые способы производства, распространения и потребления культуры.

«Массовая культура» в ее развитом виде впервые сфор-мувалася в США. Возникновению ее способствовало развитие средств массовой коммуникации — газет, популярных журналов, радио, грамзаписей, кинематографа. Все это, с одной стороны, демократизовало культуру, открывало к ней доступ массовой аудитории, из другого — обусловило проникновение в культуру коммерческих интересов, культура стала предметом бизнеса.

Развитие «массовой культуры» в Европе и США шло различными путями. В Европе «массовая культура» (народные развлечения, искусство жонглеров, мимов, гистрионив) всегда противостояла культуре официальной, контролируемой государством и церковью. В США «массовая культура» сначала пропагандировала стереотипы и идее официальной культуры, основным регулятором которой стала реклама. «Массовая культура» стала такой неотъемлемой частью культуры американского общества, его культурного сознания, что ее изучение преобладает в системе, например, американского высшего образования. 56 % курсов США посвящены изучению «популярных» видов культуры (курсы из телевидения, кино, рекламы, журналистики). В Англии в систему университетского образования включаются специальные курсы, которые содержат материалы из культуры кино, музыки, научной фантастики и даже футбола.

2. Массовая культура или культура масс?

«Macoвa культура» оказывает огромное влияние на всю культуру в целом, ей свойственная тенденция к гомогенизации, то есть стремление предоставлять культурным явлениям однородности. В отличие от элитарной культуры, то есть культуры, ориентированной на вкусы избранных, массовая культура сознательно ориентирует распространяемые ею духовные ценности на средний уровень массового потребителя. Желание предоставить всем элементам культурной системы однородности и абсолютного сходства — существенная смысловая характеристика «массовой культуры». Наделяя разные культурные явления определенной ценностной нейтральностью, делая основную ставку на зрелищность, «массовая культура» ориентируется в своем влиянии на стереотипы сознания, стандартные штампы, не требуя от человека расходов умственной энергии, чувств, воли, то есть всего того, чего требует серьезное искусство.





Вернуться назад