ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА

Главная - Культура - ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА

Где приют для мира уготован?

Где найдет свободу человек?

Старый век грозой ознаменован,

И в крови родился новый век.

(Ф. Шиллер)

Термин "романтизм" первоочередный применялся в литературе, главным образом романо-германских народов, а позже охватил музыку и изобразительное искусство. Это позволило трактовать романтизм как преимущественно художественное направление. Однако уже в 19ст. начинают говорить о "романтичных тенденциях" в философии, "экономический романтизм", "романтичные иллюзии" в социализме, то есть трактовать его как общекультурное движение, а не лишь направление или стиль.

То, что романтизм объединял разнообразные явления, направления (прогрессивный и реакционный, "епико-мифологичний" и "лирико-ироничний", национальные формы романтизма и т. д. ) - утруждает выделение в нем постоянного инвариантного ядра. Однако существуют фундаментальные факторы целостности романтизма, что нашли отображение в общности цого существенных признаков. Это прежде всего - общность социокультурной ситуации, общность мировосприятия и свитосвидомисть.

Главная социокультурная предпосылка целостности романтизма складывается в том, что была следствием Большой Французской буржуазной революции. Подобно тому, как революция ознаменовала коренной переворот в социальной жизни, романтизм помечает собой революцию в культуре.

Однако романтизм возник не на пустом месте. Он имел предшественников в лице Руссо, который в век Ума заговорил о первоочередной чуттив, о своеобразии и неповторимости каждого человека. В качестве важнейших источников нужно указать также на философию Фихте с ее абсолютизацией творческой свободы, и Шопенгауера с идеей слепого, неумного желания, которое создает мир за своим произволом. Эти идеи булицикавими и близкими романтикам, так же как искание широкого круга музыкантов, живописцев, в творчестве которых пробивались ростки нового, отличающегося от классицизма виденья мира и задач искусства (Жироде, Гро, Бетховен).

Развитие романтизма — распадается на три главных этапа: предромантизм конца XVIII ст., романтизм первой половины XIX ст. и неоромантизм конца XIX — началу XX ст. Главными представителями предромантизма в Англии были поэты Джеймс Макферсон (1736-1796), автор известного сборника поэм «Произведения Осиана, сына фингала»; Томас Чаттертон (1752-1770), автор цикла стихов о жизни Бристоля 15 в., и представители так называемого готического романа — Горес Уолпол, Клара Рив, Уйльям Бекфорд, Мэтью Льюйс, Анна Редклиф. В английском неоромантизме ведущими представителями были Роберт Стивенсон, Рейдер Хаггард, Джозеф Конрад и Артур Конан-Дойл. Происхождение термина «романтизм» достаточно сложно и в разные исторические эпохи содержание этого срока существенно изменялось . Современное понимание сущности романтизма идет от трактовки его в эстетике Гегеля.

Классика марксизма-ленинизма связывает природу и художественные достижения европейского романтизма конца XVIII -початку XIX ст. с падением феодализма.

К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали романтизм как выражение своеобразной реакции основных общественных груповань на результаты французской революции 1789-1794 годов и идеологию европейских просветителей XVIII ст.

О. М. Горький писал, что романтизм как настроение является сложным и всегда в какой-то степени нечетким отображением всех оттенков, почувань и настроил, что охватывают общество в переходные эпохи, однако главная его нота — это ожидание чего-то нового, тревога перед этим новым, поспешное, нервозное стремление познать это новое. И дальше О. М. Горький отмечал, что в романтизме следует различать два резко отличных направления: пассивный романтизм, который пытается или примирить человека с действительностью, украшая ту, или же отвернуть от действительности к бесплодному углублению в свой внутренний мир, к мыслям о «фатальных загадках жизни», о любви, о смерти, и активном романтизме, который стремится усилить волю человека к жизни, пробудить в ней протест против действительности, против любого гнета ее.