Римское искусство


Римское искусство

Искусство древнего Рифма, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, потому именно эти два основных компонента имеют в результате, когда говорят о "античном искусстве". Искусство Рифма считают завершением художественного творчества античного общества. Правомерно утверждать, что, хоть древне римские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рифма -- явление самостоятельно, что определялось ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных убеждений, свойствами характера римлян, и другими факторами.

Римское искусство как особенное художественное явление стали изучать лишь в ХХ возрасте, по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость. И все же до сих пор многие видные антикознавци считают, что история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность его проблематики.

В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладала символика и аллегория. Соответственно пластичные обиды элионов уступили у римлян место живописное, в которых преобладала иллюзорность просторную и формы -- не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Статуи, подобные к Менади Скопаса или Нике Самофракийськой, уже не создавались, зато римлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с исключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы, которые достоверно фиксировали исторические события. Римский мастер отлично от греческого видел реальность в ее пластичном единстве, больше склонялся к анализированию, розчленування целого на части, детального изображения явления. Грек видел мир как бы сквозь все и воедино поэтическая дымка, которая связывала мифа, что объединял. Для римлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в более выразительных формах, познавать которые стало легче, хоть это же приводило к потере ощущения целостности мироздания.

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись слабо распространена у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамбльном выражении. Новым было у римлян и их понимания взаимосвязи художественной формы и пространства. Предельно компактные, концентрические в своей сути формы классического Парфенона не исключали, а наоборот, выражали соответствие здания пространствам, которые окружали Акрополь. В римской архитектуре, которая поражает обычно своими ансамбльными размахами, преимущество отдавалось замкнутым формам. Архитекторы любили псевдоперипетри с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Если древньогрецький площади всегда были открыты пространству, подобно Агори в Афинах или других елинистичних городах, то римские или обнеслись, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, или устраивались в низинах.

Тот же принцип оказывался и в скульптуре. Пластичные формы греческих атлетов всегда представлены открыто. Обиды, подобные римлянину, который молится, что набрасывал на голову край наряда, преимущественно содержались в себе, сосредоточенные. Римские мастера в скульптурных портретах концентрировали внимание на личных, индивидуальных особенностях человека.

Система римских архитектурно-пластичных образов глубоко противоречива. Компактность форм в них только мнится, искусственная, вызванная наследованием классическим образцам эллинов. Отношение римлян к форме, объему, пространству принцпово другое, чем у греков, основанное на принципе прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а не концентрической динамике художественного мышления. В этом значении римское искусство - качественно новый этап эстетического освоения человеком реальности. Тяготение римских художников к классическим елинських формам, дерзкое ощущение двойственности римских памятников, воспринимается сейчас как проявление своего рода реакции на новости, которые заявляли о себе. Потеря римлянами целостности художественных форм нередко заставляла их создавать сооружения огромные по размерам, порою грандиозные, чтобы хоть этим заполнить противоречие или ограниченность образов. Возможно, именно в этой связи римские храмы, форумы, а нередко и скульптурные произведения значительно превосходили размерами древньогрецьки. Важный фактор, который влиял на характер древне-римского искусства, - огромное пространство его поля действия. Динамическая и постоянное расширение территориальных рамок древне римского искусства с включением в его сферу уже в V возрасте к н. е. этрусских, итальянских, галльських, египетских и других форм, с особенным значением греческих, -- не может быть объяснено только свойствами римского художественного потенциала. Это процесс, связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское начало играть роль особенную -- интерпретатора и охранника художественного наследства античной эпохи при одновременном выявлении собственно своих римских принципов. В "римском горне" сплавлялись разные художественные ценности, чтобы в результате появилась абсолютно новая, что не исключала, однако, традиций античности, средневековая эстетическая практика. От пиренейский берегов Атлантического океана к восточным границам Сирии, от Британских островов к Африканскому континенту племена и народы жилы в сфере влияния художественных систем, которые диктовались столицей империи. Тесное столкновение римского искусства с местным приводило к появлению своеобразных памятников. Скульптурные портреты Северной Африки поражают по сравнению со столичными экспрессивностью форм, некоторые британские -- особенной холодностью, почти манерностью, пальмирськи -- свойственной восточному искусству витиеватой орнаментикой декоративных украшений одежды, головных уборов, драгоценности. И все же нельзя не отметить, что к середине I тысячелетия н. е., в конце античности, в Средиземноморье дали о себе знать тенденции к сближению разных эстетических принципов, в значительной степени что определила культурное развитие раннего средневековья.

Конец римского искусства формально и условно может быть определен падением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства -- весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии к н. е. высокохудожественных произведений этрусков и греков способствовало потому, что что только начинало формироваться римское искусство оказывалось незаметным. Ведь долгое время, с VIII до VI в. в. к н. е., Рим был небольшим поселением среди огромного количества других итальянских, этрусских и греческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого, куда идут источники римского искусства, хранятся фибулы с латинскими именами, цисты и такие монументальные бронзовые статуи, как Капитолийская вовчиця. Вряд ли потому правомерно начинать историю искусства древнего Рифма, как это иногда делают, из I в. к н. е., не учитывая хотя и небольшой количественно, но очень важный материал, который впоследствии, надо думать, будет расти.

Периодизация римского искусства -- одна из самих сложных проблем его истории. В отличие от принятой и распространенной периодизации древньогрецький искусства, указующей годы становления архаикой, время расцвета -- классикой и кризисные века -- эллинизмом, историки древне римского искусства, как правило, связывали его развитие лишь с изменениями императорских династий.

Однако далеко не всегда изменение династий или императора влекло за собой изменение художественного стиля. Поэтому важно определить в развитии римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая во внимание изменение художественно-стилистических форм в их связи с социально-экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами.

Если наметить основные этапы истории древне римского искусства, то в общих чертах их можно представить так. Наистаршая (VII - V вв. к н. е. ) и республиканская эпохи (V в. к н. е. I в. к н. е. ) -- период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно, часто в противоборстве с этрусскими, итальянскими, греческими влияниями формировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостатка материалов веществ, весьма слабого освещения этого длительного периода в древних источниках дифференцировать более детально этот этап невозможно. В VIII - V вв. к н. е. римское искусство еще не могло соперничать не только с развитым художественным творчеством этрусков и греков, но, очевидно, и с достаточно выразительной художественной деятельностью, которая заявляла о себе.

Расцвет римского искусства приходится на I - II вв. н. е. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период -- время Августа, первый период -- годы правления Юлия - Клавдиев и Флавиев, второе -- время Траяна, поздний период -- время позднего Адриана и последние Антонионов. Времена Септимия Севера, как раньше Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, нужно считать переходными. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства. Все художественное творчество Европы от средневековья до наших дней несет на себе следы сильного влияния римского искусства. Внимание к нему всегда было очень пристальным. В идеях и памятниках Рифма многое поколения находили что-то созвучное своим чувствам и задачам, хоть специфика римского искусства, его своеобразие оставались нераскрытыми, а казались лишь поздно греческим выражением античности. Историки от Ренессанса к ХХ возраста отмечали в нем разные, но всегда близкая их современность предела. В обращении итальянских гуманистов XV - XVI вв. к древнему Рифма можно видеть социально-политические (Круги ди Риенцо), просвитницько-моралистськи (Петрарка), историко-художественные (Кирияк Анконський) тенденции. Однако сильнее всего влияло древньоримске искусство на архитекторов, живописцев и творцов Италии, по-своему что воспринимали и что трактовали самое богатое художественное наследство Рифма. В XVII в. древнеримським искусством заинтересовались ученые других европейских стран. Это было время интенсивного сбора художественного материала, период "антикварный", тот, который изменил гуманистичний, ренессансный. Революция XVIII в. во Франции пробудила внимание французских ученых и художников к римскому искусству. Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследству. И. Винкельман, в отличие от деятелей "антикварного" периода, выступил в качестве представителя просветительской философии в свое время, творцом истории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусству как к продолжению греческому. В конце XVIII - началу XIX в. древньоримським искусством начали заниматься уже не частные лица, а государственные учреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывались большие музеи и научные общества, создавались первые научные труды о древньоримськи произведения искусства.

Попытки философского осмысления сути и специфики древньоримського искусства были сделаны в конце XIX в. Ф. Викгофом и А. Риглем.

Ценным теоретическим исследованием появилась также книга О. Бренделя "Введение в изучение искусства древнего Рифма", где рассмотрены разные точки зрения на древньоримське искусство от Ренессанса до наших дней.





Вернуться назад