Человек в художественной культуре просветительства и Барокко


Человек в художественной культуре просветительства и Барокко

Просветительство.

История не знает пределов, которые отделяют одну культуру от другой. Так эпоха Возрождения не отмежевана резко от культуры абсолютизма Просветительства. Ренессанс не прошел для Европы бесследно. Новые религиозные направления продолжают вытеснять католическую церковь. Продолжается борьба с феодализмом.

Буржуазии было не выгодно сохранение феодальной прослойки населения, потому она боролась с пережитками феодализма. Идеологи Просветительства в полной мере воссоздавали интересы розвиваючойся буржуазии. Методами создания буржуазного государства они считали реформы, демократические преобразования общества, просветительство.

Просветительство распространилось по всей Европе, при достижении своего расцвета во Франции в XIII ст., став вместе с материалистической философией идейной предссылкой к Большой французськой революции 1789 -1793 гг. В то время оно было мировоззрением передовых людей, которые были недовольны существованием феодального уклада, абсолютизмом и связанной с ним католической церковью

.

Барокко. Человек в художественной культуре Барокко.

Тридцатилетняя война (1618-1648) опустошила Европу. Голод, эпидемии, чума постоянно напоминали человеку о тягарнисть существовании, о короткой жизни и неминуемой смерти. Мировосприятие человека этих времен было проникнуте трагизмом сопоставление уявленння о бесконечности космоса и понимания незначимости маленького человека перед лицом этой бесконечности. В то же время страх перед смертью, острое ощущение скороплинности человеческой жизни подчеркивали мимолитни радости жизни. Человек высоко ценил наслаждения и радости.

В XVII ст. поэты, писатели, живописцы, архитекторы, передавая эти сложные чувства в своих творениях, сформировали новый стиль художественного самовыражения, что впоследствии получил широкое распространение в Западной Европе - Барокко. Стиль сформировался после ряда опустошающих войн, в условиях социальной несправедливости, на основе контрреформации. Стиль Барокко воплотил в себе чувство падения ренессансных идеалов и также обострено усвидчення социальных, религиозных и экономических кризисов, что в то время переживала Европа. Хоть художественная концепция Барокко и хранит гуманистическую направленность Возрождения, но, в отличие от Ренессанса, эпоха Барокко выделяется отпечатком трагизма, пессимистичности, отсутствием смысла жизни, сомнениями во всемогуществе человека, обреченностью существования.

Слово "барокко" происходит от итальянского barocco - чудаковатый, необычный. В переводе из португальского языка оно значит "жемчужина неправильной формы". Содержание понятия барокко является достаточно дискуссионным - одни считают его стилем, вторые - художественным направлением, третьи - поэтической системой, четверти - культурной эпохой. Как художественный срок оно введено в литературу швейцарским культурологом Г. Вельфлином (1864-1945).

Мировоззрение эпохи Барокко.

Художники Барокко не воспринимают ренессансную идею гармонии ума и чувств, они считают, что страсти должны подчиняться уму. Распространенными темами Барокко были физические и моральные страдания человека, более ужасные моменты ее существования. Самые любимейшие персонажи Барокко - экзальтированные мученики, умирающие герои. Также распространенные сюжеты из светской жизни. Возрождение увлекается человеком и его существованием, Барокко же сомневается в ценности жизни, воспринимая его как театр.

Мироощущение Барокко антиномичное. В нем находят место и вера и скепсис, рассудительность и мистические обиды, индивидуализм и мотивы социального единения, эстетическое равноправие возвышенного и низкого, прекрасного и ужасного, трагического и комичного; произвольное слияние античной мифологии и христианской символики.





Вернуться назад