КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ IV - XIV в.

Главная - Культура - КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ IV - XIV в.

Византия - одно из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особенное место. В художественном творчестве Византия дала средневековому мировые высокие обиды литературы и искусства, которые выделялись благородной утонченностью форм, образным виденьем мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной филосовськой мысли. По силе выразительности и глубокой духовности Византия много веков опережала все другие страны средневековой Европы. Прямой наследник греко-римского мира и эллинистического востока, Византия всегда оставалась культурным центром. Если попробовать выделить Византийскую культуру из Европейской культуры и культуры Переднего и Ближнего Востока, то основными особенностями будут следующими:

-У Византии был основной спилна язык - Греческая

-У Византяй была основная общая религия - християнсво

-У Византии, при всей багатоетичности, существовало этническое ядро - греки

-Византийська Империя всегда выделялась стабильной государственностью и централизованным управлением

Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура, влияя на все соседние страны, сама испытывала влияние других культур. На ее культуру влияли культуры из Ирана, Египету, Сирии, Закавказ'я, а позже - из латинского Запада и Древней Руси. Также Византии приходилось вступать в культурные контакты с народами, которые были на значительно низшем уровне культурного развития (византийцы называли их "варварами").

Всю тысячелетнюю историю Византии можно разделить на три периода:

-Середина IV - первая половинаVII ст. - период распада рабовладельческого строя и становления средневекового общества

-Середина VII - начало XIII ст. - появление и развитие феодализма в Византии

- XII - середина XV ст. - последний период, который характеризуется дальнейшим развитием капитализма и началом его упадка.

Первые столетия существование Византийского государства можно рассматривать как важный этап в формировании мировоззрения византийского общества, которое опиралось на традиции языческого елинизму и на принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизму (Прокл, Диадох, Плотин). Неоплатонизм был элитарным, и именно поэтому его постигла судьба обреченной философии.

Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длинным процессом. Христианство содержит много философских и религиозных учений того времени. На изменение непризнания христианством всего, что относилось к язычеству приходит комромис между христианством и античным мировоззрением. Наиболее образованы и дальновидни христиане-богословы поняли необходимость обладания всим арсеналом языческой культуры, они сочетают христианство с идеями неоплатонизму.

В переходную эпоху упадка рабовладельческого строя и становления феодального общества суттеви изменения происходят во всех сферах духовной жизни Византии. Появляется новая эстетика, новая система духовных ценностей, более соответствующая тогдашнему мышлению и эмоциональным запросам средневекового человека. Патристическая литература, библейская космография, литургийная поэзия, монашеская повесть, всемирная хроника, христианская агиография, что содержат религиозное мировоззрение, постепенно завоевывают Византийское общество и приходят на замену античной культуре.

Изменяется и сам человек той эпохи, его мировоззрение, его отношение к вселенной, природе, обществу. Вместо античного герою приходит мир страждаючой маленького греховного человека, который верует в свое "спасение".

В ранней Византии кристаллизующаяся одна из фундаментальных идей средневековья - идея союза христианской церкви и "христианской империи".

Духовная жизнь тогдашнего общества выделялась драматическим напряжением; во всех сферах знаний, литературы, искусства наблюдается смешивание языческих и христианских идей, образов, воображений.

Вообще в первый период существования Византии сформировались основные особенности Византийсьой культуры. Прежде всего нужно сказать, что Византийская культура была открытой для влияния других культур, но постепенно она синтезировалась в ведущую греко-римскую культуру.

Культура ранней Византии была городской культурой, крупные города, в первую очередь Константинопиль, были не только центрами ремесла и торговли но и высокими культурными центрами.

На втором этапе развития Византийской культуры христианство господствует во всех сферах жизни человека. Причиной этого стало наступление исламских религий из сходки и войны против "неверных".

В литературе преобладает "шаблонное" творчество. Эстетическая мысль достигает своего расцвета в VIII - XII ст., и сильно влияет на художественную практику ряда Европейских стран.

Кризисные явления были характерными для этой переходной эпохи в Византийской культуре. Так развитие наиболее массовых, религиозных видов живописи возобновилось лишь после 843 г., то есть после победы иконовшанування. В VIII - XII ст. оформилось особенное музыкально-поэтическое церковное искусство. Основными жанрами церковной музыки стали канон (музыкально-поэтические композиции во время церковной службы) и тропарь. Тропары складывались или не ко всем праздникам и памятных дат.

Прогресс музыкального творчества привел к созданию нотого письма (нотации) а также литургийных рукописных збирничкив, в которых фиксировались писньоспиви.

На втором этапе развития своей культуры Византия достигла наивысшего могущества и наивысшей точки развития культуры. В общественном развитии и в эволюции культуры Византии очевидные протиречливи тенденцийй, что были вызваны расположением Византии между Востоком и Захидом.

Третий период можно коротко охаректиризувати как наивысшую точку развития феодализма и распад Византийской империи. В виду отсутствия достаточного количества материала об этом периоде мы можем лишь сказать, что Византия внесла большой вклад в развитие мировой культуры. Ее основные культурные принципы и направления перешли к соседним государствам. Византию можно назвать "вторым Римом", ведь ее вклад в развитие Европы и всего мира не меньше, чем взнос Римской империи.