Австралийцы


Австралийцы - представители наиболее ранней из доступных нашему непосредственному наблюдению стадий развития человечества : стадии почти неприкосновенного общинно-родового уклада. Поэтому их культура представляет исключительный интерес для современного человека. И здесь мы встречаемся с интересным явлением. Какие бы разные природно-географические зоны земного шара не заселяли первобытные охотники, рыбаки и собиратели, принципы их социально-экономических структур совпадают, имеют универсальный характер. Компоненты культур обществ на стадии экономики присвоения группируются в два крупных блока.

Первый блок характеризуется бесконечной вариантностью элементов, неповторимостью их соединения, которое обусловливает сложность и во многом уникальность социальной организации австралийских аборигенов. В первую очередь следует подчеркнуть, что в традиционной жизни аборигенов большое значение принадлежит племенам, которые имеют внутреннюю структуру, : локальные наследственные группы, кланы, половины, фратрии и др.

В социальной организации австралийских аборигенов есть две основных структуры: система родства и система секций (частей племени). Семейные отношения регулируют всю социальную жизнь аборигенов. Они хранят в своей памяти обширные родословные, а путем опроса старейшин можно установить родословне дерево пяти или шести поколений, где точно будет показано родство каждого отдельного человека с другими. Как правило, племя насчитывает несколько сот людей, и поскольку многочисленные браки осуществляются в этих пределах, то с помощью родословных можно проследить родство, прямое или непрямое, близкое или далекое, между членами племени. Эти отношения регулируют также взаимные отношения между членами племени : человек исполняет обязанности относительно своего брата или отца совсем другие, чем, например, мужчины сестры отца.

Для "обозначения родства" австралийцев есть классификационная система, к которой принадлежат секции. Подол на секции - удобный способ классификации людей, их распределения на категории не только для регулирования брачных отношений или социальной идентификации, но также и для регулирования обычного повседневного поведения.

Там, где есть секции, каждый член племени с момента рождения и даже еще к рождению входит в одно из четырех подразделений, которые имеют названия. Это играет важную роль во время заключения брака и в семейных отношениях. В частности, в секцию родственников в соответствии с поколениями и кросскузенних отношениями. Это значит, что мужчина может вступить к браку со своей двоюродной сестрой или с другой женщиной, которая принадлежит к той же категории родства. Но не со всеми двоюродными сестрами он может вступить к браку: он не может вступить в брак с дочерью брата своего отца или дочерью сестры своей матери, поскольку эти женщины принадлежат к группе "сестра" и вступить в брак с ними значит смешать кровь, что запрещено. Мужчина может взять брак с дочерью брата матери или дочерью сестры отца. Таким образом классификационная система родства обусловливала всю социальную жизнь австралийцев, а вместе с этим и брачные законы, что предоставляет уникальности их социальной организации.

Второй блок культуры, напротив, характеризуется однотиповистю, в каких бы природно-географических условиях не проживали первобытные общества. . В основе его находится производственный коллектив - община, которая тонко реагирует на все изменения естественной среды, относительно стабильна и в то же время динамическая. Этот блок можно назвать системой или структурой социальной адаптации. Бесконечные, неповторимые элементы социальной ориентации и культуры наложены на единственную структуру социальной адаптации, подобно орнаментам, нашитим на основу ткани. Согласно этой системе и основано традиционное общество аборигенов Австралии.

Существенное значение в жизни аборигенов имеют распределение, обмен продуктами охоты, рыболовства и сборы внутри общины и между близкими родственниками. Из поколения в поколение распределение здесь осуществляется согласно устоявшихся традицией обычаев и суровых норм. В Центральной Австралии их сравнительно недавно наблюдал Р. Гоулд. Охотничья добыча распределяется между разными категориями родственников. При этом родственнике, которые принадлежат к другой общине и связаны с охотником отношениями свойства (такие, как тесть, зять ), имеют преимущества и получают лучшую часть добычи, что лишний раз подчеркивает значение семьи, связей за браком в традиционном австралийском обществе. И здесь процесс распределения - категория экономическая - наполнен глубоким социокультурным содержанием и призванный укреплять связки между общинами. У аборигенов Виктории был обычай "Юурка баваар", что можно перевести как "обмен". Согласно этому обычаю еда распределялась внутри общины по суровым, нерушимым правилам. Слово " обмен" удачно отображает суть явления. Это был закреплен звичаем первобытный обмен продуктами охотничьей деятельности - добычей, обмен, распределенный по времени, объективной целью которого было укрепление связей между людьми внутри коллектива и за его пределами. А те, кто не был способен к охоте через преклонный возраст, кто был вождем, шаманом или знахарем, получал лучшую часть добычи, в чем оказывалось стремление общества сохранить такой необходимый, для его носителей жизненный, производственный, религиозно-магический опыт.

В обществе австралийских аборигенов, как почти во всяком другом человеческом обществе, телесная жизнь с его универсальной последовательностью стадий роста и упадка (рождение, юность, зрелость, старость и смерть) не считается единственной реальностью. Физические или материальные явления жизни безусловны, но одновременно с ними люди признают и другие явления, которые существуют вне времени и пространства. И именно эти нематериальные явления представляются сутью жизни, без них все живое было бы мертвым. Аборигены считают половые отношения необходимыми для зачатия, но не признают их главными в этом процессе, то есть причиной рождения ребенка, а видят у них лишь подготовку к вселению духа в ребенка. Признавая физические связки между ребенком и родителями, аборигены главную роль отводят духу ребенка, который оживляет плоть. Часто этот дух появляется не единственным и не раздельным, а способным одновременно воплощаться в несколько существ или же предметов, которые ассоциируются с тотемическими мифами и обрядами.





Вернуться назад