Римская культура


Вступление

Римское государство возникшее и окрепшая на территории Апеннинского пивострова. Греки назвали ее Италией. Название "Италия" происходит от латинского слова "вителлюс", что означает "бычок", "теленок".

Основу полуострова составляют Апеннинские горы. Они будто разделяют полуостров на три больших области: северную, центральную и юго-восточную.

Полуостров омиваеться Средиземним морем. В давность большая часть полуострова была покрыта густыми лесами западноевропейского типа (дуб, вяз, бук, каштан). Из плодовых деревьев росли яблони, фанаты. Аж в более поздний времена итальянский пейзаж украсили цитрусу, пальмовые, кипарисовые и оливковые деревья.

Животный мир давней Италии был подобный среднеевропейскому (лань, серны, свиньи, волки, лисы и т.д. ).

Недра полуострова были относительно бедными на полезные ископаемые: небольшое количество золота и серебра, мрамор, железо, медь.

Древнейшее местное население (лигури, сикани, корси и др. ) в конце II тыс. - в начале И тыс. к н.э. було витиснено пришельцами из придунайских территорий, которые назывались италиками. Среди этнических групп италиков своим развитием и численностью выделялись латыни. С Востока пришли финикийци и греки.

Вся история Италии связана с Римом, который, по перессказам, был основанный братьями Ромулом и Рэмом в 753 г. к н.э. В давность словом "Рифм" называли и город, и государство, и республику. Рифм был историческим истоком одноименной империи.

1. Культура Римской империи в период наибольшего могущества

Высокое экономическое развитие Римской империи привело к тому, что город Рифм стал экономическим, культурным и политическим центром огромного государства. Это был гигантский многонациональный город, который у людей, которые жили в нем, создавало впечатление, будто они являются жителями ойкумена - центра цивилизованного мира. И это утверждение недалекое от истины, поскольку именно в пределах Римского государства сложилась древняя цивилизация, которую называют античной культурой.

Остановимся на материальной культуре Римской империи в I - II столетиях нашей эры В настоящее время большое количество городов в своем архитектурном стиле старались подражать примеру столицы - Риму. Их украшали прекрасными храмами местных и общеимперских божеств, дворцами, базиликами, портиками для прогулок, а также общественными зданиями и зданиями для развлечений - театрами, амфитеатрами, цирками. В амфитеатрах проходили спектакля - травля зверел, бое гладиаторов, публичные смертные казни. В цирках происходили хода на запряженных четверками коней колесницах - квадригах. Амфитеатры же, кроме известного римского Колоссея (Колизея), что был сооружен в 80 году и вмещал до 50 тыс. зрителей, сохранились в Париже, Арле, Вороные, Капуй, Помпеях, Пуле, Тобури, Тунисе и т.п.. Все эти сооружения и здания украшались произведениями искусства - рельефами, статуями и т.п.. В I - II столиттях. нашей эры городские улицы были вымощенные камнем, имели подземную канализацию и гигантские водопроводы - акведуки. Центральные площади всех мост (эти площади назывались агорами на Востоке и форумами на Западе) были украшенные многочисленными портиками, храмами и базиликами. На других площадях сооружались триумфальные арки и конные статуи правителив.

Понятно, что особой роскошью отличался сам Рифм. Теперь он имел несколько форумов. К древнейшему форуму времен республики императоры присоединили еще ряд новых. Наиболее величественным был форум Траяна. Величественными сооружениями были и “Алтарь Мира”, который было сведено во времена Августа, мавзолей Августа, огромный купольный храм “всем богам” - Пантеон, построенный сподвижником Октавиана Августа Агриппою и перестроечный во времена правления Адриана. Диаметр купола Пантеона составляет 43,2 г. Особой роскошью отличается архитектурный ансамбль имперских дворцов на Палатинськом холме.

В это время во всех городах империи распространяется культ терм - общественных куполов, в которых были бассейны с теплой и холодной водой для плавания, гимнастические залы, комнаты для отдыха. Особыми размерами отличались построенные в Риме термы Септимия Севера (на 2400 посетителей) и термы Каракалли. Стремились не отставать от столицы и другие города Империи. Значительным размахом и роскошью отличались дома и сооружения больших торговых центров. Даже их развалины, которые дошли к нашему времени, поражают своим величием и размерами. Можно отметить колоннады портиков сирийского города Пальмира, храмы Солнца в Баальбеци (Сирия) и т.п.. Также в Империи велось активное прокладывание дорог. В II ст. в государстве существовало 372 мощенные камнем дороги общей протяжностью около 80 тыс. км. Эти дороги, наподобие современного шоссе, строились по прямой линии, по сторонам их были выкопаны канавы для стока воды, через реки и глубокие овраги перебрасывались мосты (некоторые из них сохранились и используются и в наши времена). Наиболее известным из них есть мост, построенный во времена императора Траяна через Дунай, этот мост соорудил Аполлодор с Дамаску. Через каждую тысячу шагов (тысячу шагов называли милею) стояли каменные столбы с указанием расстояния к ближайшим населенным пунктам, к Риму. В самом Риме на форуме стоял столб с позолоченным верхом, он считался началом всех дорог Римской империи. Отсюда и поговорка: “Все дороги ведут у Рифм”.

В то же время римлянины соорудили замечательные (как с практического, так и с архитектурной стороны) порты в городах, которые имели выход к морю. Здесь сооружались каменные причалы, амбара для хранения грузов, гранитные набережные.

Кроме статуй и барельефов, здания и сооружения украшались другими произведениями малых архитектурных форм. Так, подлоги и стены храмов, дворцов, базилик и даже имений богатых рабовладельцев были украшенные тонкими мозаичными орнаментами. Мозаикой излагались целые картины. В северных провинциях дома имели отопление. По глиняным трубам из печей горячий воздух проходил под полом и внутри стен, создавая внутри помещений теплый микроклимат.

Изобразительное искусство в I - II столетиях нашей эры в Римской империи служило, в основном, для оформления интерьеров зданий и внешнего обрамления улиц городов. Так, стены, стелы и подлоги общественных зданий, императорских дворцов, домов знати украшались росписью и мозаикой. К нашему времени на Палатинськом горбу сохранилась часть расписанных комнат Ливии - жены Октавиана Августа, а также росписи стен богатых домов в Помпеях и имений в Северной Африке (в Тунисе и Алжире). Судя по этим и другим росписям, римлянины украшали дома орнаментами, в которых преобладали растительные элементы (листву и ветви разных растений, цветы), иногда выписывались пейзажи. Кое-где художники дополняли такие картины рамкой, которая изображала дверь или окно. Очень часто использовались сюжеты из греческой и римской мифологии, а также жанровые сцены - охота, сбор урожая, собирание податкив.

Во многих местах стены зданий облицовывались мрамором. Благодаря применению разных его сортов, создавались геометрические узоры.

Значительного распространения в эти времена приобрела портретная скульптура. К нашему времени дошло множество портретных статуй, бюстов, рельефных изображений, которые реалистически передают черты лица императоров, императриц, военачальников, поетив, философов и других представителей римской знати.

Конечно, эти скульптурные портреты выставляются на площадях и улицах, они украшают здания, надгробия. Иногда на надгробиях покойный изображал в круге своей семьи. С многих надмогильных рельефов можно было узнать о положении покойного в обществе: воины изображались в военном снаряжении, ремесленники - со своими инструментами и т.п..

Наибольшего совершенства достигла скульптура в II столетии. С III столетие в связи с экономическим и общественно-политическим кризисом начинается огрублення изображений через падение уровня технического мастерства. Большого развития в I - II столетиях нашей эры получили образование и наука. В Риме и многих провинциальных центрах были сорганизованы обучения для детей. Так, частные учителя или у себя дома, или в общественных местах, или просто в садах собирали группы детей и за плату учили их читать, писать и считать. Это происходило так: учитель произносил буквы и слова, а ученики повторяли их вслух, потом он на навощений дощечке писал буквы и слова, а ученики списывали их. В подобных начальных школах учили дети возрастом от 7 до 12 лет. Следующим звеном образования была “грамматика”, где курс обучения длился четыре года. Помещение таких школ украшались бюстами писателей и философов. Здесь ученики читали и комментировали отрывки из произведений поэтов и писателей, делали письменные упражнения. Греческая и латинская литературы изучались как отдельные предметы. Достигши 36 лет, ученике переходили к школе “риторики”, которую можно сравнить с современной высшей школой. Подобные школы пользовались большой популярностью, поскольку, несмотря на усиление императорской власти, в стране продолжало цениться искусство красноречия. Самые императоры предоставляли средства на удержание школ латинской и греческой риторики. “Риторы” - учителя красноречия были частыми гостями в имениях аристократии. Они учили своих слушателей искусству построения фраз, изысканности языка, организовывали соревнование слушателей, победителям, как правило, дарили книгу.

В Римской империи продолжали развиваться исторические центры научной мысли - собственно Рифм, Александрия, Пергам, Родос, Афины, Карфаген, Массилия. В Александрий существовали Музейон и библиотека, в Афинах - знаменитейшие философские школы, основанные еще Платоном (Академия) и Аристотелем (Ликейон). Большими культурными центрами оставались Пергам и Родос, куда приезжали дети римской знати завершать свое образование. А возле города Пергам возник крупный научно-медицинский центр - Асклепион.

Естественной, выразительно материалистической для в свое время философией античности в Риме было эпикурейство, которое значительно распространилось в последние годы Римской республики и в начале императорского правления. Основоположники этого философского течения, как, например, Тит Лукреций Наказаний (95-55 г. г. к нашей эре), поддерживали убеждение ранних представителей атомистического учения и защищали основные принципы атомизма. Они говорили о нестворюванисть материи как такой. С незнищеннистю и нестворюванистю материи, т.е. с ее бесконечностью во времени, они связывали и бесконечность материи в пространстве. Атомам, согласно Лукрецию, присущий движение. Лукреций старался обгрунтувати отклонение от прямолинейного движения атомов. Вместе с величиной и формой атомов, движение, по мнению философа, является причиной пестроты и разнообразия вещей в мире. Душу Лукреций считает материальной - особым соединением воздуха и теплая. Она протекает через все тело и образованная тончайшими и наименьшими атомами.

Эпикурейство жило в римском обществе довольно долго. Однако когда в 313 г. христианство стало официальной государственной религией, началась настойчивая и безжалостная борьба против эпикурейства и, в частности, против идей Лукреция Наказание, которое в конце концов привело к постепенному упадку этой философии.

Наиболее знаменитейшим прозаиком II столетие был Луций Апулей (бл. 125 - бл. 180 г. г. ). Луций Апулей родился в Африке в городе Мадавре, учил сначала в Карфагене, а потом в Афинах. После путешествия Восточной империей он приехал к Риму, где стал адвокатом и занимался литературной и научной деятельностью: Апулей был человеком очень просвещенной. Одинаково свободно он владел греческим и латинским языками, имел обширни и разносторонние знания из естественных наук, философии и религии. Современники называли его магом. Он был одним из величайших писателей поздней античности. Апулей воплотил в своем лице и в своем творчестве характерные особенности новой эпохи со всеми ее разногласиями. Литературное наследство Апулея большое: сохранились многочисленные риторические декламации, отрывки из которых собрано в сборнике “Флориди”, философские трактаты, поэтические произведения. “Апология” - речь на собственную защиту в суде на процессе, где его предъявляли обвинение в практикуванни магии. Но настоящая слава пришла к Апулея после издания романа “Метаморфозы”, который получил со временем название “Золотой осел”. Этот роман - авантюрно-бытовой за своим реальным содержанием и мистико-аллегорический, религиозно-моралистический по авторскому замыслу (герой, преобразованный в осла за потяг к наслаждениям, получает снова человеческий вид, пройдя через страдание и привлекшись в конце к мистическому культу богини Исиди).

В конце II - в начале III ст. появилось много своеобразных мифических романов. Это были повести о влюбленных, счастье которых испытывало трудных испытаний - они переживали разлуку, заключение и продажа в рабство, получали ошибочные вести о смерти, но в конце концов счастливо вступали в брак. За таким типичным сюжетом написанные романы “Дафния и Хлоя” Лонга, “Ефиопика” Гелиодора и т.п.. В эти времена процветала и историческая проза. Еще в эпоху Августа Тит Левой написал “Историю Риму от основы города” в 142 книгах. Она отличается замечательным литературным стилем, мастерским владением автором латинским языком. В те же года Николай Дамасський написал “Всемирную историю” в 144 книгах. “Всемирная история” была создана и Помпеем Трогом. Большим римским историков был и Публий Корнелий Тацит (54 - 120 г. г. ). Важнейшими произведениями Тацита есть “История” и “Аннали”. Обе работы посвященные истории империи от императора Тиберия к императору Домициана.

В первые десятилетия II ст. знаменитейший Плутарх с Хероней (46 - 126 г. г. ) составил свои сравнительные жизнеописания известнейших эллинов и римлянинов. Чуть позже александриець Аппиан написал обширний обзор истории всех народов, которые вошли в состав империи. Среди историков следует вспомнить и Арриана с Никомедий (Вифиния), который написал “Анабазис Александра” - лучшую из хроник походов Александра Македонского. Это произведение по форме и построением напоминает “Анабазис” Ксенофонта.

2. Культура Риму эпохи Республики

Роком 500 к н.э. Рифм начинает экспансию в Италии. В 474 году к нашей эре этрусков, от которых римская культура взяла так много, було витиснено римскими войсками из Кампаний. 444 год к нашей эре стал роком внедрения военного трибунату с консульской властью. А в 377 году к нашей эре вокруг Рима была построена стена для защиты от врагов, которые напомнили о себе увлечением и сожжением города.

Говоря о дальнейшем развитии римской культуры, нельзя не упомянуть о прокладке знаменитой Аппиевой дороги, которое началось в 312 году к нашей эре, акведук Аппия Клавдия и т.п.. Но остановимся на более “светских” вещах, которые и будет отличать культуру Риму эпохи республики от культуры предыдущих этапов развития.

Преобразование Риму на большое середземноморську государство справило влияние на идеологическую жизнь римского общества. В высших кругах римского общества приобретает широкое употребление греческий язык. Вместе с языком в Риме появляется греческая образованность; знание греческой литературы становится признаком красивого тона, создаются риторические школы, управляемые греками. Все большее влияние взыскивают на быт и образ жизни римской знати эллинистические обычаи. Однако широкие круги римского общества враждебно относились к иностранным нововведениям и обычаям и совершали им стойкий опир.

Влияние греческой культуры оказывало содействие распространению образованности в верхних пластах общества и общему культурному росту. Вокруг одного из наибольших политических деятелей того времени - Сципиона Емилиана создается кружок, в состав которого входят философы и писатели. Среди них найпомитнише место принадлежит знаменитому греческому историку Полибию и греческому философу Панетию. Оба они проповедовали учение стоиков, приспосабливая его к нуждам и запросам римского общества.

В 1-му столетии к нашей эре наблюдается еще более широкое распространение эллинистических влияний, причем в философии и искусстве они становятся доминирующими. Одновременно с этим в римском обществе идет процесс их творческой переработки. Именно в этот период возникает латинская лирическая поэзия, достигает высочайшего расцвета ораторское искусство, появляются прозаичные произведения, написанные классическим латинским языком.

Для популяризации разных течений эллинистической философии особенно много сделал Цицерон, который изложил в ряде произведений довольно понятно основы разных философских систем и разработал латинскую философскую терминологию.

Лукреций, один из известнейших философов давности, в своей поэме “О природе вещей” распространял и пропагандировал материалистическое учение Епикура, стараясь лишить людей суеверного страха перед богами и потусторонней жизнью. Возражая всякое вмешательство богов у жизнь людей, Лукреций давал научное объяснение происхождения и развития вселенной и человечества. Он утверждал, что все состоит из неделимых “начал”, т.е. атомов, которые не создаются и не исчезают, а по определенному закону соединяются и формируют все живое. Тому всесвит вечный и бесконечный.

Лукреций считал, что после создания земли из влаги и теплоты появились растения, потом животных и, в конце концов, человек. Благодаря опыту и наблюдениям человек научился получать огонь, строить дома, обрабатывать землю. Люди начали объединяться в семье, а семьи начали формировать общество. Это дало возможность развить языку, наукам, ремеслам, идеям права и справедливости. Но появились цари, наиболее сильные начали захватывать и делить землю, которое привело к появлению войн и преступности.

У греков римлянины позаимствовали и научные достижения. Так, Цельс обобщил достижение эллинистического врачебного искусства. Астроном Сосиген из Египта выполнил вычисление для проведенной Цезарем реформы римского календаря. Но одновременно развивалась и чисто римская наука. Найпомитнишим ее представителем был Марк Теренций Варрон, который заключил энциклопедию наук и выполнил исследование римской бытовой и религиозной старины, римского театра, латинского языка. Старое римское право не испытало коренных изменений, а лишь було уточненное и расширенное преторами, которые перед вступлением в должность в специальных эдиктах публиковали свою программу решения тех или других юридических казусов. Значительное влияние на римское право имело законодательство провинций, с которыми постоянно контактировали римлянины. Это приводило к упрощению ведения процессов и порядка соглашений из купли-продажи, займу, аренды, и т.п.. Были расширены права владельцев на имущество, которое не было их собственностью в старом римском смысле, например, права римских граждан на захваченные провинциальные земли. Разрабатывалось понятие юридического лица. Такими юридическими лицами сначала были признанные муниципий, а позднее и коллегии.

Ораторское искусство и риторика прошли в Риме длинный путь и начисляли большое количество ярких представителей, из которых наиболее знаменитым был Цицерон. Речи известных адвокатов размножались, их читала широкая публика. Риторику изучали в школах под руководством свободных греков в городах Греции и Малой Азии. Там римские ораторы заимствовали простой и суровый аттичний стиль или дерзкий, театральный, острый, критический так называемый азианизм. Азианизм, дань которому отдал и Цицерон, особенно процветал к 50-их лет 1 столетие к нашей эре, после чего популярнишим стал аттицизм, которого придерживался Цезарь. Большое внимание ораторы обращали на позы, жесты, интонации голоса, на оригинальные повороты языка, на точные остроты, которые могли обидеть или добить противника. Особое значение имели политические речи, наиболее яркими образцами которых являются речи Цицерона против Катилини.

Острота политической борьбы отразилась и в записках Цезаря о галльской и гражданской войнах. Рассказы ведется от третьего лица для того, чтобы создать иллюзию наибольшей объективности. На самом деле “Записи” написанные Цезарем с целью оправдать свои действия, украсить успехи и сгладить, где это возможно, неудачи. Современников и потомков захватывала суровая простота, сжатость и вместе с тем выразительность стиля Цезаря, который писал свои произведения в лагерях и походах. О своей политической программе и настоящих намерениях Цезарь в этих произведениях умалчивает, придерживаясь официальных версий. Например, войну с Ариовистом он оправдывает просьбам жителей Галлии помочь им, начало гражданской войны - своим стремлением защитить народных трибунив.

Цирковые зрелища пользовались в Риме большой популярностью из древнейших времен. В 254 г. к нашей эре впервые были устроены гладиаторские игры, которые из середины 2 ст. к нашей эре становятся любимым развлечением римлянинов. На устройство игр тратятся весьма значительные суммы денег. Также среди широких слоев населения пользовались успехом короткие сценки и фарсы, так называемые аттелани и мимы, которые выросли из чисто римской народной игры. В них принимали участие веселые персонажи: мошенники, наглеца, выводились на сцену и простые ремесленники и крестьяне. В конце периода республики особой популярностью пользовались мимы Сырая, на основе которых позднее создаются поговорки и остроты.

Дальнейшее развитие римской архитектуры и изобразительного искусства происходит в 3-1 столетиях к нашей эре В городах сводятся общественные здания абсолютно нового архитектурного стиля - базилики, в начале 2 ст. к нашей эре появляются монументальные декоративные сооружения - триумфальные арки.

Множество статуй, которыми сегодня украшенные римские площади, общественное и частное здания, были привезены из завоеванных греческих городов у Рифм в качестве военной добычи. Самые римлянины создают новый жанр скульптуры, в котором они достигают большого совершенства - реалистический скульптурный портрет. Следует отметить также развитие фресковых росписей, которые с 2 ст. к нашей эре начинают применяться главным образом для декоративных целей.

Население Италии едет к Риму целыми толпами, в нем живут провинциалы - главным образом греки, сирийце, еврее. В городе сводятся прекрасные здания. Форум превращается в площадь, украшенную храмами, базиликами, портиками, арками, скульптурными статуями. Так, Помпей построил первый каменный театр, Цезарь - замечательный новый Форум, который стал со временем образцом сооружения такого типа.

3. Культура Римской империи в период упадка

Кризис Римской империи в ИИИ столетии отразилась как на состоянии экономической и политической жизни Империи, так и на ее идеологии. Старые представления и идет отошли в прошлое, уступая местом новым. Все это знаменовало собой глубокий упадок культуры. В области науки, литературы и искусства в III ст. не было создано ничего сколько-нибудь значительного, и лишь одна область культуры была исключение - право, которое интенсивно разрабатывалось префектами претория (Папинианом, Ульпианом и другими известными юристами). Именно в эти года система римского права была поставлена в соответствие к нуждам мирового государства. Теперь римское право включало элементы правовых норм, которые действовали в провинциях. Борьба между религиозными и философскими течениями, которая велась в III ст. , показала, что мыслители искали причину ухудшения положения населения, беспрерывных войн и обострение социальных противоречий. Они задумывались над тем, как выйти из этого трудного положения. Только религия и философия могли дать ответа на эти вопросы. Но как бы то не было, о чем бы не думали философы, общая ситуация в стране повлияла и на них: религиозно-философские течения приобрели пессимистически-упадочнический характер.

Познание материального мира отошло в прошлое: философы теперь думали в основном о миру потусторонний, о силах, которые руководят человечеством, о Бог, демонах, о свободе и несвободе, о грехе и очищении. Познание мира отошло на второй план. Наука находилась в упадке, ее заменили скептические утверждения о том, что мир человеком не может быть познанным, а Секст Эмпирик с другими представителями школы философов-скептиков даже утверждали, что мир не существует вне представления человека, которая реальная жизнь - это лишь плод чувствительного восприятия. Все еще большую роль, как и во времена правления Августа, продолжала отыгрывать идея “золотого возраста”, который, будто бы, должны прийти вместе с появлением “красивого императора” на политической арене. Именно для укрепления этой идеи, Септимий Север с размахом отпраздновал “столетние игры”, наподобие тех праздников, которые устраивали Август и Клавдий. Как это не раз повторялось позднее в жизни других народов, чем тяжелее становилась жизнь и чем короткочаснишим правление императоров, тем назойливее требовали правители от своих подданных признания “золотым возрастом” время своего правления. На медалях, которые выдавались легионерам, была надпись: “Мы видим золотой возраст”. Упоминание об “золотом возрасте” содержалась и в речах императоров, и в речах риторив.

Но понятно, что подобные уверения не могли никого обмануть, поэтому люди все больше и больше искали утеху в религии. Это привело к тому, что единый литературный жанр, который продолжал развиваться в III ст. - роман - приобрел религиозно-философскую окраску. Такие романы писал Апулей, Гелиодор с Емеси, в романе “Ефиопика” которого банальный для античного романа сюжет - приключения двух влюбленных, которые находят одно одного после трудных испытаний, - объединяется с прославлением протегуючого автором солнечного бога на имя Аполлон, но под которым, наверное, автор имел в виду императора - емесського Елагабала.

Наиболее примечательным в этом отношении есть, наверное, религиозно-философский роман известного софиста Филострата, который рассказывает о мудреце и чудотворце I столетие нашей эры Филострат изображает в романе новый идеал. Главный герой произведения является завершеным образцом античной мудрости и добропорядочности. Эти качества он приобрел за годы праведной жизни, следуя завещаниям Пифагора, и в общении с философами Эфиопии и Индии. Но герой не замыкается в себе, а ставит свою мудрость на службу обществу: он учит граждан, реформирует и восстанавливает религиозные обряды, останавливает мятежи, разоблачает взяточников, выгоняет демонов, дает совета императору. В своем романе Филострат устами главного героя Аполлония сформулировал свою программу монархии, которая основывалась бы на городской автономии, свободе мысли и мирной политике. Все это выражается в активной борьбе Аполлония против тирана Домициана.

Образ Аполлония, а именно его беззаветное служение обществу, близкий к идеалу мудреца в учениях философов-стоиков и киников. Они выступали за общее гармоническое единство мира. Стоики считали ум высшим началом, которое диктует неминуемое покорение законам природы, выполнение своей обязанности. Аполлоний же, исходя из положений неопифагорийцив и платоникив, учил, что высшим за ум есть некоторое идеальное начало - абсолют. Его нельзя познать умом, к нему нужно стремиться, поскольку только в соединении с ним появляется высшая цель в жизни.

С каждым роком идеологическая борьба все гостришала. В среде аристократии из западных провинций процветал культ Антонинив - идеальных правителей, которые, будто бы, появятся и устроят мир без солдатив, без варваров, без тиранов и передадут всю власть сенату. Среди них появились пророки, которые прорицали пришествие подобного сенатского “мессий”. Очень часто он воображался в оскорблении Геракла - доброго царя, укротителя черни. Такого Геракла уважали правители Галльской империи - император Проб, который устанавливал дружеское отношения с западной знатью, а также император Максимилиан, который подавил восстание багаудив.

Аристократия восточных провинций уважала солнечные культы. В оскорблении Солнца имели в виду единого верховного Бог, который был защитником императора на земле и на небе.

В армии и в военных кругах уважали Юпитера - бога римской славы и могущества. В среде плебса и солдат не могли прижиться сложные религиозно-философские культы, а потому среди них была распространена примитивная магия и вера у демонов. Лишь культ спасателя Митри, что давал ответ на вопрос, что такое зло и как его избавиться, а также христианство приобрели здесь значительное распространение.

Висновкиякщо давать обобщающий портрет римской культуры, то следует сказать, что это самобытная рецептативна (осознанное заимствование и усвоение чужой культуры) культура. Характерными особенностями является то, что в ее произведениях сердцевиной стояли государство, воин, юрист, а не философ, художник или индивидуальность в антично-грецькому понимании. Сила, а не утонченность, могущество, а не скорость, массивность, а не красота, практичность, а не грация, факт, а не воображение доминируют в римском искусстве. При всей своей зависимости от греческой культуры римлянины создавали свою культуру. Римской культуре был присущий традиционализм, а не динамизм, которое обусловило не только ее жизненность, но и огромную роль для дальнейшей культурной истории Европы, особенно Западной. Античная римская культура датируется серединой VIII ст. к н.э. - 476 г. н.э. В этих хронологических рамках можно выделить:

Первый - царский, что охватывает середину VIII ст. к н.э. - 510 г. к н.э. В этот период правили семь царей. В обществе доминировали этруски. В 509 г. к н.э. римлянины восстали против ненавистного Тарквиния Гордого. Этим и завершился царский период, но римлянины обязаны этрускам вкладом в развитие материальной и духовной культуры. Кстати, одним из символов власти царей были фасции - клок розог из секиро, которую итальянские фашисты со временем позаимствовали в качестве эмблемы.

Второй - республиканский, что длился с 509 г. к н.э. до 30 г. к н.э. Он насыщен завоевательными походами и гражданскими войнами, обозначенный созданиям сильного римского итальянского и середземноморськой государства. Латинский язык распространяется на всем Апеннинсько-му полуострове. Происходит еллинизащя искусства - активное усвоение греческих литературных форм с римским содержанием. Подчиненная Греция подчинила суровых переможцив.

Третий - период культуры Римской империи, который длился с 30 г. к н.э. до 476 г. н.э. На культуре этого периода обозначается идея величия и вечности Риму. В это время создается единая эллинистическая культура. На религиозном горизонте появляется христианство. На рубеже III - IV ст. античные традиции отступают перед культурными постулатами христианства.

Римское искусство возникло в результате взаимодействия творчества местных итальянских племен, прежде всего этрусков, с греческой культурой. Искусство Риму развивалось в тесном контакте с искусством подчиненных народов, которые входили в состав Римской империи. В основе образов римского искусства лежит реальная действительность, хотя мотивы из мифологии были любимыми для римлян.

Наследство Старинного Риму чрезвычайно богатая. Римские мастера создали грандиозные архитектурные ансамбли, прекрасные скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики.

Большим вкладом в мировую культуру есть древнеримская литература и театр. Неоценимое значение поэтических произведений Вергилия, Горация, Овидия, исторических работ Тита Ливия, философии Лукреция, речей Цицерона, сатиры Марциала.

В И и II ст. н.э. искусство Старинного Риму достигает еще высшего расцвета, в первую очередь гражданское строительство. В 75-80 гг. н.э. в Риме был построен знаменитый Колизей, который стал выдающейся памяткой староримськой архитектуры. По своему назначению - это огромный амфитеатр (высота его 48,5 г, в плане - эллипс, осы которого 190 и 156 м) для проведения гладиаторских боев, цирковых зрелищ и т.п.. В первой четверти II ст. н.э. созданная еще одна памятка архитектуры - Пантеон, или, как его называли, "храм всем богам" . Это огромное цилиндрическое строение, перекрытое на-полусферическим куполом, с входом в виде портика. Активно сводились и другие сооружения: арки, бани, замечательные термы, форумы, дворцы, театры, рынки, мосты, водопровод, крепостные стены. Рифм приобрел солидный и роскошный вид.

Для укрепления своей власти римские императоры использовали разные массовые зрелища. Так, Цезарь в 46 г. к н.э. велел выкопать на Марсовому поле искусственное озеро, на котором организовали битву между сирийским и египетским флотами. В ней принимали участие 2000 гребцив и 1000 матросив. А император Клавдий устроил на Фуцинському озере битву сицилийского и родоського флотов при участии 19 тыс. человек. Эти зрелища поражали своими масштабами и блистательностью, убеждая наблюдателей в могуществе правителей Старинного Риму.

Где-то из II ст. н.э. в Римской империи начался социально-экономический упадок, который особенно углубился в III ст. н.э. Кризис оказался в частом изменении императоров, междоусобных войнах между группировками рабовладельцев, восстаниях населения, обособлении провинций. Внутренний упадок сопровождался нападениями внешних врагов: племен готов, гуннов, вандалов. В конце концов, в 476 г. н.э. Рифм был захваченный вестготами и вандалами. Так отошла в историю тысячелетняя Римская империя и ее культура.

Список использованной литературы

1. История мировой культуры. - К. , 1993,

2. История мировой и украинской культуры. - К. , 2000.

3. История мировой культуры. Культурные регионы. - К. , 1997.

4. История украинской и зарубежной культуры. - К. , 1999. 5. Культурология. История мировой культуры. Учебное пособие для вузов. - Г. , 1995.





Вернуться назад