История развития периода Реформации


Для духовной жизни этого периода характерное разнообразие течений и направлений. В результате нарастания глубокого духовного и экономического кризиса, вызванного, с одной стороны, Реформацией и многочисленными религиозными войнами, которые ее сопровождали, а из другого - обесценивание не только золота, но и общеевропейской девальвации денег и падения производства, уже с середины XVI ст. в культурной жизни Западной Европы начинается период, часто расцениваемый как период феодальный католической реакции, или, как его традиционно называют, период Контрреформации.

В XVII ст. была осуществлена огромная работа в сфере научного мышления и познания законов природы, сделан большой взнос в становление таких наук, как биология, физика, математика. Значительных успехов достигают астрономия и медицина. Дело Коперника и Джордано Бруно продолжили Кеплер, Галилей, основатель классической механики и изобретатель оптической призмы Исаак Ньютон. Английским экспериментатором Робертом Гуком, который создавал у Ньютона первенство открытия закона тяготения и чье имя носит закон упругости, было сконструировано один из первых микроскопов и открыта (первую) биологическая клетка; ряд важных открытий в разных отраслях были сделаны Христианом Гюйгенсом, Антоне Ван Левенгуком и многими другими экспериментаторами. Рядом с тем для XVII - XVIII в. характерным оставалось увлечение ученых мистицизмом. Мистиком был выдающийся французский математик, физик и философ Б. Паскаль, автор известного закона гидростатики и теоремы проективной геометрии, которые носят его имя. Выразительная мистическая почва имеет философское учение Г. В. Лейбница, выдающегося философу и математика, автора закона достаточного основания, изобретателя первой счетной машины. Выдающийся шведский геохимик и минералог Сведенберг "вошел в контакт" из янголами, что стало основанием создания им особенного религиозного учения.

Предвестниками Ренессанса были Данте, Петрарка, Боккаччо.

Мартин Лютер провозгласил свои 95 тезисов 31 октября в 1517 г. в 1534 г. Лойола организовал новый орден, который впоследствии получил название орден иезуитов. Сложилось полное представление о периоде религиозного свободомыслия, выражением которого якобы и была Реформация, как освободительная критика рационализма католицизма. Среди книг, которые печатались в Европе больше двух третей посвящены религиозным сюжетам. Лютер оставил два таинства - крещения и причастия. В то время протестанты освободили лишь Святое Письмо - Библию, Старое Завещание, и служба у них сводилась к пению псалма и чтению и комментированию библейского текста. Победа протестанту была опасной с точки зрения перспектив культуры тем, что ломала уже устоявшиеся пределы между верой и наукой, верой и искусством, верой и моралью и это могло привести к вмешательству невежд из мирян в дела, в которых они были некомпетентными. Реальных и быстрых результатов протестантские течения достигли в шкильництви. Протестантские школы зависели от покровителя и потому они не сразу стали длительными. Университетское образование было ориентировано на теологию, особенно после того, как руководство ею очутилось у доминиканцев и францискив. Успехи реформации сначала были грандиозными, отход от католицизма в Центральной Европе - массовый. Широкая сеть основанных иезуитами образовательных заведений благодаря сравнительно высокому уровню преподавания и воспитания быстро снискала признание в европейских обществах. Учебно-воспитательный процесс в этих заведениях предусматривал не только культивацию внутренней самодисциплины, но и делал усиленное ударение на изучении внутреннего мира человека с присущими ему противоречиями. Иезуиты первыми сформулировали учение об инстинктах. Во многом благодаря деятельности иезуитских коллегий на грани XVI и XVII ст. состоялся определенный прорыв в развитии разных участков и аспектов психологии, в том числе и психологии восприятия, которое имело большое значение для дальнейшего развития художественной культуры. Иезуитские коллегии прививали ученикам также рациональные методы познания, основанные на возрождении богословско-философской системе, которую называют второй схоластикой. Вследствие этого из иезуитских коллегий выходили не только тонкие психологи, но и суровые рационалисты, например, Рене Декарт. Даже когда иезуитская система образования вызывала полное невосприятие, метоли опровержение строились по образцу поданным иезуитами, хотя и способом от противного. Получаемое в коллегиях гуманистическое образование было четко дозированным, что отбивало стримувальний характер контрреформацийной идеологии. Поскольку постоянно сдерживать ход времени никому не по силам, контрреформацийни мероприятия контроля над культурным развитием со временем начали восприниматься как анахронизми и в конечном итоге привели не к усилению католицизма, а к его дальнейшему послаблению. Во второй половине XVI ст. появляются новые явления в архитектуре и музыке, что получили сначала во Франции название "барокко". В архитектуре это были великолепие и театральность построений, где украшения нередко закрывали конструкцию целого, буйные, несдержанные, сугубо театральные композиции вызывали ощущение поднесения и взволнованности, где приходилось сочетать в целостный "большой порядок" отдельные элементы. В музыке предвестником барокко было увлечение мелодией в Флорентийском кружке XVI в., душой которого был В. Галилей отец большого ученого. Общее в разных художественных формах барокко - единство несполучних, казалось бы элементов, которые достигают охватыванием ее из высоты, так сказать, птичьего течения. В деле образования особенную энергию проявил вновь созданный орден иезуитов, который стал наиболее активным проводником идеи конференции. Иезуиты не только преследовали еретиков - они наладили наилучшую при том времени систему школ и высшего образования, создавались школы под руководством монастырей со строгой дисциплиной.

Искусство барокко постепенно и естественно начало приходить на смену Ренессанса во второй половине XVI ст. В культуре и искусстве барокко нашли свое выражение и антифеодальный протест, и национально-освободительные движения, и демократическая культура смеха. Бароковий мировоззрение реализовывало новые представления о единстве, безграничности и разнообразии мира, его драматическую сложность и вечную переменчивость.





Вернуться назад