Культура языка учителя


Учителя во все времена были носителями высокой языковой культуры, ведь они являются образцом для подрастающих поколений. Актуальным это есть и в наше время, когда суржик, “уличный язык” захватила современную молодежь.

Современное общество не может существовать без языка - важнейшего средства общения, средства выражения мыслей и передачи опыта современникам и потомкам. Язык - наше национальное богатство, поэтому на первый план выходит вопрос культуры языка. Среди них главными есть вопросы овладения правилами грамматики, правописания, произношения и ударение. Огромное значение имеет также изучение и правильное использование языковых средств выражения мысли в зависимости от цели и содержания высказывания.

Правильность языка - это прежде всего соблюдение тех литературных норм, которые являются упроченным образцом, эталоном для носителей языка.

Первым признаком, который во все времена и народов отличала человека просвещенную, интеллигентную, была ее язык.

“Язык - это наш национальный признак, в языке - наша культура, степень нашего сознания. . . Язык - душа каждой национальности, ее святощи, ценнейший скарб. . . И пока живое язык - будет жить и народ, якa национальность. Не станет языка - не станет и национальности: она распылится между дужчим народом”. Эти слова были сказаны еще в начале 20 век выдающимся украинским ученым И. Огиенко, пылким поборником самобытности и самостоятельности украинского языка. Но и ныне они звучат очень актуально.

Много кто не знает, что родной язык заложен в человеке генетически. Ученые подтверждают гениальную догадку Вильгельма Гумбольдта, высказанный еще в 18 ст. , что язык в виде кода существует в нейроклитинах человеческого мозга и генетически передается от отцовский до детей.

Уже несколько лет действует Закон о языках. Уже несколько лет украинский язык находится в статусе государственной.

Когда говорят о языке, имеют на внимании прежде всего слова. Без знания слов, притом большого их количества, нельзя знать язык, пользоваться ею. . . (О. Земская).

Формирование лексического запаса и качества языка каждого из нас - процесс продолжительный и тонкий, и на него, из детства и вдоль всей жизнь, влияет множество факторов. Время обучения следует использовать для этого максимально и большая ответственность ложится именно на плечи учителя.

Вспомним и учителей языка и литературы, личность и эрудиция которых имеют огромное влияние на формирование языка и литературных вкусов майбутных студентив.

Чтобы привить ученику любовь к литературе, надо не только глибинно знать этот предмет, в частности жизненный путь каждого писателя, хотя бы включенного к школьной программе, а и быть еще немножечко актером, уметь передать детям свое расположение духа, свою любовь к нему. Вот тогда в их памяти останутся знание из родной литературы не в виде отдельных строк наподобие “. . . в пол трактор дир-дир-дир”, если спроси, например, о П. Тычин, ранн творчеств котор захватыва_ знаток и почитател поэзи, а что-то больше - любов к чтени, литератур вообще и родн - в частности, а через она - любов к сво культур, сво народ

И еще несколько слов о культуре языка. Вообразим ситуацию: вы снимаете телефонную трубку и слышите незнакомый голос. Уже через несколько минут можно безошибочно определить, кто “на проводе”: сантехник с жеку, скажем, учитель или продавец из лотка (хотя относительно последнего можно и ошибиться - ныне за лотком может стоять тот же учитель или инженер).

Внешний вид сегодня можно купить (ком это по карману, обычно) у визажистив-стилистив с модельерами. Так вот встретят вас соответственно. И вот как проведут? А это уже, как говорит народная мудрость, будет зависеть от вашего ума, который вы продемонстрируете в общении.

Языковое мастерство - это владение способностью, используя языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для изложения в речи или на письме своих мыслей и отношений.

Яркими примерами языкового мастерства могут служить художественные произведения выдающихся украинских письменникив.





Вернуться назад