ТРИПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА

Главная - Культура - ТРИПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА

Одной из составных частей индоевропейской общности, которая началась близко V тысячелетия к н. е., есть трипольская археологическая культура. К ней относят достопримечательности с символами Тельца, ведь это было время господства его в зодиаке (почався в 4400 г. до н. е. ).

Наиболее ранними центрами индоевропейцев было Подунав'я, западная часть Северного Причерноморья, часть Малой Азии. С IV тысячелетия до н. е. происходят процессы индоевропейзаций соседних территорий.

Начало трипольских суток в Украине современная историческая наука датирует первыми столетиями V, или даже концом VI тысячелетия к н. е. Длились эти сутки свыше двух тысячелетий.

Вопрос о происхождении трипольской культуры окончательно еще не решен: считают, что она имеет генетическую связь (особенно раннее трипилля) с балканской культурой. Местные племена Поднестровья и Побужжя творили трипольскую культуру уже во времена неолита (буго-днистровська неолитическая культура). Период IV — началу III тысячелетия к н. е. — время наибольшего развития трипольской культуры.

Кроме Украины, трипильци занимали огромные пространства Восточной Европы : их поселения найдены в Словакии, Румынии, на Балканском полуострове.

Существует достаточно весомая система доказательств выдающейся роли трипольской куль-тури в формировании современного населения Украины. Это прежде всего выводы Викентия Хвойки, научные исследования Николая Марра, Виктора Петрова, Емельяна Партацького, Вадима Щербакивського, Николая Суслопарова, Валентина Даниленка, Григория Василенка и др.

В Украине выявлена свыше тысячи достопримечательностей трипольской культуры. Они сгруппированы в трех районах: больше всего в Средней Надднестрянщине, Сверхпруте и Надбужжи, меньше в Надднепрянщине.

Периодизация трипольской культуры не имеет единодушия среди историков. Это объясняется тем, что в конце III тысячелетия к н. е. трипильци, по-видимому, были покорены другими племенами, потому их материальные достопримечательности испытали изменения, что утруждает идентификацию их с трипольскими.

Топография трипольских поселений почти всегда совпадает с размещением современных украинских поселков преимущественно черноземных районов.

Племена трипольской культуры жилы в поселениях. В основном это были роду или племени длительные поселения, которые насчитывали несколько десятков усадеб. Жилье располагалось по кругу с большой площадью посредине. Допускают, что площадь служила как отряд для крупного рогатого скота или место для народных собраний, вича и тому подобное. Жилье трипильцив было порою больше, чем хаты современных крестьян, они имели 4-5 м в ширину и 15-20 м в длину. Иногда дома были дво— и трехэтажными площадью 200 м2. Это уже настоящие протомиста, где могли проживать до 50 тысяч человек.

Способы строительства хат зависели от местных условий. Здания являли собой четырехугольники правильной формы. В землю убивали дубовые столбы, между которыми плели стены из хвороста, который вымазывали глиной, сверху накрывали соломой или камышом. Крыша была двускатна, с отверстием для дыма, пол мазали глиной. В безлисних районах хаты строили из валькив глины. Внешне трипольское жилье белило и красило в желтый или красный цвета. Иногда они расписывались удивительными красно-черными узорами. Такое декоративное искусство создавало неповторимый колорит каждого поселка.

Трипольские хаты имели несколько комнат, отгороженных одна от другой деревянными перегородками. Каждая из комнат имела лежанку (место для спит, которое нагревалось от печи или печки), а также жертвенник и место для работы.

Наибольшими трипольскими поселениями (т. зв. суперцентрами) были протомиста в междуречье Днепра и Южного Бугу : Майданецьке, Доброводи, Талянки и др. Площадь этих поселений иногда достигает 150-450 гектар, количество жилья — к одной тысяче и больше. Здесь уже существовала квартальная застройка. Это свидетельствует об определены урбанизацийни процессы в трипольской культуре, которые, однако, еще мало исследованы. Достоверно, что центр трипилля был на юге, а Киевщина была только периферией.

В основе общественного строя трипольских племен лежали матриархальные, а в дальнейшем и патриархальные родовые отношения. Основной Данкою трипольского общества была небольшая семья. Семьи объединялись в роды, несколько родов складывали племя, группа племен образовывали межплеменные объединения, которые имели свои этнографические особенности.