Украинская вышивка . Полотенца


История народной вышивки на Украине достигает своим

корнем в глубину веков . Данные археологических раскопок и свидетельства путешественников и летописцев доказывают, что вышивание как вид искусства на Украине существует с незапамятных времен . Вышивкой, по свидетельству Геро- дота, была украшена одежда скифов. Найденные на Черкащине серебряные бляшки с фигурками мужчин, какие да-

туються Viст., при исследовании показали идентичность не только одежды, но и вышивки украинского народного костюма XVIII - XIXст. Арабский странствий-

поникал Хст. н. е. в своих рассказах о руссах отмечает, что они носили вышитую одежду . К сожалению, достопримечательности ук-райнськой вышивки сохранились лишь за последние несколько веков, но и этого достаточно, чтобы выявить, что элементы символики орнаментов украинской вышивки совпадают с орнаментами, которые украшали посуду дав-них жителей территории Украины времени неолита, три-пильськой культуры .

Вышиваниям испокон веков занимались женщины, которые из по-колиння впоколиння передавали самые типичные, найяскра-виши образцы орнамента, цвета, вышивальную техни-ку. Вышивки, передавая характерные признаки мисцевос-ти, отличаются между собой орнаментом, техникой исполнения и гаммой красок .

В течение многих веков непосредственное конкрет-ний содержание символов на вышивках терялось, но тра-диций использование их не исчезли . По мотивам орна-менти вышивок разделяются на три группы: геометрич-ни, растительные, зооморфные (животные) и отображают элементы символики древних верований, культов .

Геометрические орнаменты, например, присущие всем видам народного искусства и всей славянской мифо-логий . Ризноманвтни кружочка, треугольники, ромбы, каракульки, линии, кресты символично отображали представление наших предков о мироздании, поэтому их значение соответствующее . На основе древних космоло-

гичних символфив в народе створенна своя система названий . Это «бараньи ноги», «кудри», «гребенки»,

«каракульки», «сосенка», «перерыв» и тому подобное.

В основе растительного орнамента лежит культ пок-лониння природе, растению . Кроме распространенного символа

«дерево жизни», который изображается стилизовано в форме листьев или веток, в вышивках с растительным орнаментом популярные стилизованные изображения Берегини,

использование таких мотивов, как «виноград» -символ благосостояния, счастливого бракосочетания, «барвинок» - сим-вол любовь и тому подобное .

На зооморфных вышивках изображаются тотемические и солярные животные, а также звере, что помечают три яруса «дерева жизни» . Иногда вышивальщицы викорис-товують индивидуальные мотивы, какие свойственные виденью

узора определенного лица . Ими могут быть заячьи и волчьи зубы, воловий глаз, рыбья чешуя и тому подобное.

Полтавские вышивки выполняются крестиком, плу-таним крестиком, двойным прутиком, зубчиками,

мережкой, цепочкой и тому подобное . Узоры выполняются отдельными швами и сочетанием нескольких швов . Вышивают преимущественно белыми нитями, изредка - красными и си-рифмы, узор обводят черными или цветными полосами .

Вышивкам Киевщины свойственный рослинно-геометрич-ний орнамент со стилизованными кистями винограда, цветом хмеля, ромбами, квадратами . Основные кольо-ри белый, кораллово-красный, случается желтый и голубой . Выполняется вышивка крестиком, знизуван-ням, гладью .

Для вышивок Закарпатья характерный мотив «криву-ля» в разных техниках выполнения . Преобладает техника «заволакивания» и вышивания крестиком, часто викорис-

товуеться вырезание и вышивание . Цветная гамма

вышивок широкая красное сочетает с черным, при этом выделяется один из цветов ; распространены как би-ли, так и многоцветные орнаменты.

Вышивкой украшали полотенца, занавески, женскую и мужскую одежду . Особенного внимания предоставляли полотенцам - старинным оберегам дома, семейства . В давни-ну полотенце, вышитое соответствующими визерунками-симво-лами, был непременным атрибутом многих обрядов : с полотенцем приходили к родильнице отметить появление нового человека, встречали, и провожали дорогих гостей, производили брачные обряды, провожали в ос-танню путь, украшали, обиды и накрывали хлеб на столе . Кроме обрядового значения, полотенца имели и чисто практическое приложение . В соответствии с функциями, какие они выполняли, полотенца имели свои названия. Например, для втирания лица и рук - утирач, посуде и стола - стираний, для приукрашивания образов - покутник, для брачных церемоний - свадебный, для похороны - захоронение, для увязки сватов - плечевой и тому подобное . Полотенца были своеобразной освятою по-чатку дела или его окончания, так, при возведении хаты полотенцами застилались фундаменты, хлебом-солью на полотенце освящалось начало жатв, на полотенцах опускался гроб с покойником, полотенцами скрип-лювали покупку-продажу и тому подобное . В соответствии с призна-чення полотенца различались за техникой изготовления и вышивания . Цвета и орнамент полотенец харак-терни региональным особенностям, за какими розриз-няються «подольские», «полесские», «киевские», «гуцульськи», «галицкие» и «буковинские» . Украинская вышивка, полотенца на первый взгляд не имеют никакого значения в жизни современного человека, но они веют на сердце каждого из нас чаром родной стихии и является живущим бальзамом, который наполняет нас исконной могучей силой украинского народа .





Вернуться назад