ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Главная - Культура - ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Индийская культура занимает одно из главных мест в истории мировой культуры. Она характеризуется грандиозными достижениями в течение больше чем тритисячолитнього периода развития, ей присущи не только долговечность, но и творческое восприятие достижений чужеземных культур и способность не терять собственные основополагающие ценности. Преемственность индийской культуры в значительной степени основывается на социальных институтах (варны, касты, семья) и большом распространении общеупотребительного перечня религиозных ценностей среди состояний и общин. Характерной чертой культуры Индии является то, что в ней мы встречаемся с многочисленными религиями, которые взаимодействуют между собой. Второй такой чертой есть то, что вся индуистская литература, как религиозная, так и светская, вдребезги преисполненная обиняком сексуального содержания и половой символики и откровенно эротичных описаний.

Начало древности индийской культуры относится ко второй половине III тыс. к н. е., а нижний предел определяют VI, IX и даже XII ст. н. е. Мы же условно очертим нижний предел первыми веками нашей эры, не выходя, таким образом, за хронологические рамки проблемы.

Первые известны нам центры индийской культуры существовали уже в ПИ тыс. к н. е. на берегах Инда, однако настоящего расцвета она достигла в II тыс. к н. е., в эпоху "Ригвед". На основе большого собрания гимнов "Ригвед" была вытворена своеобразная духовно-мировоззренческая система индуизма — сердцевина индийской культуры. В эту же эпоху сложилось разделение общества на касты — явление, без выяснения которого невозможно понять характер и своеобразие индийской культуры. Именно в "Ригведах" были обоснованы морально-правовые мотивы разделения общества на четыре состояния (варны) — брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшвив (земледельцев, ремесленников) и шудрив (слуг).

Была выработана целая система жизни и поведения человека в зависимости от состояния. Например, законным считался лишь брак в пределах одной варны (эндогамия), это же касалось выбора профессии, занятия определенным ремеслом.

Индийская каста — результат длительного процесса становления производственных, правовых и культурных отношений между людьми, которые разделены между собой по происхождению, профессией, обычаями и законами. Окончательное разделение общества на касты закрепилось в период раннего средневековья и представляет чрезвычайно сложное явление: так, в 1947 г. на время провозглашения Индии независимым государством количество каст достигли почти 3,5 тыс.

Из индийского эпоса самая известная поэма "Рамаяна" (IV — II ст. к н. е., написана на санскрите). В центре поэмы — борьба царя Рамы против демонов (ракшасив). В средневековье поэма стала одной из священных книг индуизма. Почти в течение тысячелетия создавался древнеиндийский эпос "Махабхарата" (18 книг) на темы этичные, религиозно-философские с использованием мифологических и исторических сюжетов.

Другим важным фактором, который обусловил специфику индийской культуры, была система общественно-политической жизни основана Буддой во второй половине И тысячелетие к н. е. Особенного развития государственно-политическая жизнь на принципах буддизма приобрела во времена царствования Ашоку (середина III ст. к н. е. ). Сохранились многочисленные эдикты — выбиты на камне по приказу царя надписи, расшифровывание которых дает возможность реконструировать форму государственной жизни, мораль и культуру древних индейцев. Выяснено, что Ашока пропагандировал и утверждал в своем царстве достаточно интересны морально-политические принципы., какие базировались на буддизме. В культуре центральное место отводилось религии, которая должна была духовно соединять разорванное на варны общество. Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем вооруженных нападений на соседей, а через провозглашение учения Будды, на котором базировалось справедливое правление край-ною, то есть через добрый пример праведной жизни вообще. Отсюда те странные, как для того времени, принципы человечности в управлении государством, которые пропагандировал Ашока. Подданных он объявил своими детьми, для управления которыми применял учение об ахимсе — незашкодження людям и животным. Хотя более поздние преемники проигнорировали эти принципы и проводили типичную захватническую политику внешне и тоталитарно-диктаторскую внутри страны, все же в индийской культуре остались достаточно глубокие следы ашокизму. Да, общеизвестное влияние на весь мир политики ненасильства, которую осуществлял Махатма Ганди и благодаря которой Индия получила независимость, — политики, которая находит все больше при-хильникив и сегодня. На художественную культуру древнеиндийского общества глубокое влияние оказали индуизм, буддизм и ислам, основанные на таких своеобразных философских системах объяснения мира, как джайнизм, брахманизм, локаята и др. Художественно-образное восприятие через призму названных религиозных и философских систем отмечается утонченностью изображения человека и окружающего мира, совершенством архитектурных форм. С этой точки зрения поражают фрески пещер Аджанти и скальные храмы Еллори. Одним из чудес света есть храм Кайласа. Это действительно уникальная достопримечательность архитектуры : в течение 150 лет древние мастера вырубали этот храм в скале, украсив его многочисленными скульптурными фигурами и барельефными композициями от цоколя к пирамидальным башням. В старом Дели среди известных достопримечательностей давности сохранилось город-крепость Лал-Кот (конец XII ст. ) с уникальной цельно-железной колонной, возраст которой свыше 150 тыс. лет. Поверхность этого металлического великана и до сих пор блестящая и не поврежденная ржавчиной. Найти назначение колонны — задание для ученых будущего.