Зарубежная и украинская культура во второй половине 60-80-х годов

Главная - Культура - Зарубежная и украинская культура во второй половине 60-80-х годов

Период 60-80-х годов — один из противоречивых в истории зарубежной культуры, ведь в это время ее развитие происходило в чрезвычайно сложных условиях дальнейшего углубления противостояния двух непримиримых между собой социально-экономических систем, обострения их противоборства, которое создавало значительные препятствия на пути социально-экономического и культурного процесса.

Однако, преодолевая эти и другие трудности, широко используя новейшие достижения научно-технической революции (НТР), передовые страны зарубежья в отмеченный период сделали весомый вклад в создание общечеловеческих духовных ценностей, развитие мировой цивилизации и культуры.

На вторую половину 60-80-х годов приходится далеко не лучший период и в развитии украинской культуры. Не имея своей государственности, находясь в крепких тисках тоталитарного режима, ей пришлось преодолевать безумное сопротивление коммунистической диктатуры, любые запреты, а нередко и репрессии. Это притупляло творческий потенциал украинского народа, гасило Инициативу, соревнование разных идей и направлений в культуре, истощало духовные силы народа, что не могло негативно не отразиться на уровне, качестве и темпах развития культуры в целом и каждой из ее составляющих в частности. Однако и в этих тяжелых условиях украинский народ не потерял свой духовный, моральный и во многом сохранил свой культурный потенциал, особенно его фундаментальные принципы.

Зарубежная культура и особенности ее развития

Во второй половине 60-80-х годов продолжала развиваться научно-техническая революция, которая имела все большее влияние не только на науку, технику, производство, но и на все стороны жизни, материальной и духовной Деятельности человека. Важным звеном, через какую НТР влияет на все сферы человеческой деятельности, выступает культура, которая отбивает аксиологичний аспект любой человеческой деятельности и ее результатов. НТР имеет культурно-цивилизаторську функцию именно потому, что научное знание является одним из существенных компонентов духовной культуры, а его материализация и новий, более усовершенствованной технике — ценность материальной культуры.

Благодаря достижениям научно-технической революции рождаются новые виды и жанры искусства, новые средства отображения и выражения, которые влияют на характер образного восприятия мира. Да, новые материалы в архитектуре, монументальной живописи, новые технические возможности в музыке, кино существенно изменили их характер. Вследствие этого культурные процессы стали совершеннее, доступными народным массам, усилилась их гуманистическая направленность.

Научно-технический прогресс значительно повышает требования до культуры производства, специальной и общеобразовательной подготовки людей, их культурно-технического уровня. Он не только качественно изменяет труд в отрасли производства, но и участие личности в управлении обществом, воспитании, научно-техническом творчестве, художественной самодеятельности.

На основе широкого использования новейших достижений НТР значительного развития приобрела наука, которая все больше интегрируется с производством, превращаясь в непосредственно производительную силу. Ее выдающимися достижениями стали исследования космоса, создания новых прогрессивных технологий, синтетических материалов с загодя заданными свойствами и тому подобное. Зарубежные ученые немало сделали для развития атомной электроэнергетики, кибернетики, генной инженерии, таких новых научных направлений, как квалиметрия, радиоэлектроника, биохимия, математическая лингвистика, космическая медицина.

Требованиям НТР подчиняется и система образования, из какой вихо-дять и те, кто двигает науку, и те, что на разных уровнях труда и управления реализуют ее достижение ради продвижения цивилизации. Во второй половине 60-80-х годов в США, Японии и в странах Западной Европы существенно изменяется организация образования в направлении сближения ее с наукой и производством. Разработаны концепции непрерывного образования, которое дает возможность менять профессию и профессию на протяжении всей жизни. Интенсивный обмен опытом сблизил системы высшего образования и произвел мировой стандарт качества подготовки студентов. Сфера образования в этих странах приоритетна и для нее выделяются значительные средства. Да, расходы на высшее образование в США за последние ЗО лет выросли в 20 раз, тогда как в бывшем Союзе всего в 4,3 раза. Высшая школа в развитых странах приоритет предоставляет не узкоспециальной, а общенаучной и общегуманитарной подготовке специалистов, способных не только к исполнительным функциям, но и в первую очередь к организации и управлению, умению охватить весь процесс производства, выучить все его аспекты. Такая подготовка способствует также воспитанию индивида как активного и волевого субъекта, способного к самостоятельным усилиям в учебе. Она больше отвечает будущему развитию, чем просто подготовка высококвалифицированных специалистов. Гуманитарное ориентированное образование учит студентов мыслить творчески, иметь свое мнение, а не запоминать и воссоздавать информацию. В ряде зарубежных стран студентам не читают лекций так, как в наших вузах; лекции проводят в форме вопросов-ответов, разыгрывания конфликтных ситуаций. Самые престижные университеты Японии — Токийский и Киотский — известны собственно фундаментальностью и универсальностью, широкой общеобразовательной подготовкой выпускников. Именно такие университеты и формируют интеллектуальную элиту. Поэтому не случайно, что в наше время в Японии на одного человека, которая работает руками, припа-дае свыше десяти лиц умственного труда.

Научно-техническая революция создает дополнительные возможности не только для подготовки высокообразованных специалистов, но и совершенствование самого человека. Однако в обществе могут существовать факторы как объективные, так и субъективные, что сдерживают процесс превращения уей возможности в действительность. Для такого превращения большого значения приобретают такие факторы, как историческая судьба народа, господствующий политический режим, геополитическое положение, наличие свободы и государственного суверенитета.

Вспомним муссолинивську Италию, гитлеровскую Германию, бывший СССР, некоторые страны Азии и Африки, где в первой половине XX ст. возникли тоталитарные режимы. Господство у них диктатуры привело к отчуждению человека от собственности, власти, духовно-культурных ценностей, сопровождалось трагедией сломанных судеб, неосуществимых замыслов, опустошенных душ. Трагической стала и судьба культуры, которая превратилась в средство идеологически-духовного манипулирования человеком.

Попытке тоталитарных режимов нивелировать своих граждан, превратить их в «массу», «толпа» подчиняется система массовой пропаганды, которая направляется на тотальную морально-психологическую обработку всей нации. Именно бурное развитие средств массовой коммуникации (газеты, журналы, радио, грамзаписи, кино), которому в значительной степени способствовало использование новейших достижений научно-технической революции, обусловило значительное распространение во второй половине 60-80-х годов в ряде зарубежных стран «массовой культуры».

В отличие от официальной культуры, подчиненной государству, «массовая культура» сознательно и свободно пропагандирует нейтральность, розважальнисть, натуральное насилие, секс, высвобождая при этом человека от расходов умственной энергии, чувств и воли. Важным для нее является создание Имиджа, иллюзий, вымыслов, мифов, которые не требуют усилий для своего восприятия и компенсируют их миром вымышленных мечт и фантазий. Поэтому мифологическими героями ряда зарубежных детективных романов, вестерна, мюзикла, фильмов-ужасов стали супермен, Кинг-Конг, вампир, Спай-дермен — людина-паук, Бетмен — летучая человек-мышь и др.

Во второй половине 60-80-х годов «массовая культура» значительно распространила свое влияние на всю зарубежную культуру. И в том, что она открыла широкой аудитории доступ к культурным приобретениям, культивирует зрелищность и розважальнисть, нет ничего плохого, ведь на протяжении последних десятилетий изменилась социальная мораль человека. Пережив самую жестокую мировую войну, массовые терори фашистских и коммунистических режимов, она не очень желает воспринимать те тяжелые жизненные проблемы, которые ставило когда-то настоящее искусство, не хочет уже нести ответственность даже в переживании. Чем легче, бездумнише, наконец — более примитивное искусство (только не народное), тем лучше зрительские, слушателю. А если еще и учесть доступность, дешевизну и совершенство, которые дают можли-висть из искусства делать шоу, тогда вполне понятно, почему оно вызывает тотальное восхищение прежде всего самых бедных и средних слоев населения.

Значительное влияние на культуру, особенно на литературу и мистец-тво, в эти годы продолжал производить модернизм, в частности его риз-новиднисть экзистенциализм (от лат. — существование, философия существования). Характерными его чертами является субъективное толкование свободы, утверждения интуитивного восприятия реальности. Одним из основных утверждений экзистенциализма есть тезис о существовании «дийс-ного» и «недействительном». «Действительное» существование человека может быть лишь тогда, когда она не скована стандартами производства, государственными правилами и распоряжениями, когда имеет возможность выявить свою индивидуальность. Экзистенциализм способствует и таким явлениям, как противовес лица обществу, понимание свободы как сосредоточение на своем «Я». Наиболее известными его представителями, как уже отмечалось, были французские писатели и философы А. Камо и Ж. П. Сартр. Модернизм в искусстве, особенно в изобразительном, пропагандирует «нетряний стиль», монтажные «видеоэффекты», «фотоарт», гиперреализм. В архитектуре он утверждает так называемый «международный стиль», поп-архитектуру, декоративные гаражи, а в музыке — панкив и новую волну года. В 60-80-ые годы появилось немало музикальних художников, которые тяготеют к индивидуализму. Для их произведений характерным является разрыв с классической музыкой, чрезмерное увлечение техническими новостями, что часто разрушает нормы и гармонии в музыке.

Впоследствии на смену модернизму пришел постмодернизм, который ориентируется больше на коммерцию, бизнес. Массовая коммерческая кинопродукция (вестерны, детективы, фильмы-ужасы с кровавыми сценами) все больше завоевывает позиции в зарубежном кино. На кино— и телеэкраны выходят фильмы «Джеймс Бонд. . . »Класс — 1984«, »Уничтожение по-техаськи« и тому подобное, в которых пропагандируются насилие, убийство, жестокость. Значительное распространение получили фильмы о космических приключениях и инопланетянах, разных катастрофах (»Пожар«, »Челюсти«, »Землетрясение«).

В зарубежной литературе распространилось и такое направление, как детектив. Не имея художественной ценности, он значительно влиял на массового читателя. Поэтому рядом с лучшими образцами зарубежного детективу английской писательницы А. Кристи и французского писателя Ж. Сименона распространилась и примитивная серия романов английского писателя И. Флеминга о «Агенте 007».

В искусстве стран Запада одной из ведущих разновидностей модернизма стал неоавангардизм, который сочетает в себе и абстрактную живопись, и современный сюрреализм, и структурализм.

Заметное влияние на зарубежную культуру оказало и такое достаточно модернистское художественное течение, как «поп-арт». Отказываясь от привычных методов живописи и архитектуры, логических и образных закономерностей, «поп-арт» культивировала случайное сочетание готовых бытовых предметов, механических копий (фотографий, муляжей, репродукций), отрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы и др. ), в ранг искусства возводила культ вещей, любовь к сенсации и «массовую культуру». «Поп-арт» началась как течение в элитарном искусстве, потом ее адресовали молодежи как доступную современную культуру, в произведениях которой все разрешено. Постепенно она стала массовым явлением, проникнув в литературу, театр, кино, музыку и быт, стиль поведения, обид мыслей.

Значительного распространения в театре, музыке, цирк Запада приобрела такая разновидность «поп-арта», как «хеппенинги» — прямое перенесение на сцену того, которое происходит в определенный момент, : актеры или музыканты выходят на сцену и без сценария начинают импровизировать. Иногда в таких действиях участвует и сама публика.

В то же время с этими течениями в зарубежной культуре во второй половине 60-80-х годов развивалось реалистичное искусство. Выдающимися представителями реализма в зарубежной литературе стали французские писатели Есть. Триоле, Р. Мерль, М. Дрюон, поэт Ж. Превер, итальянские писатели К. Кассола, А. Моравиа, писатель ФРГ Г. Белль. Представителями английского реализма были писатели Дж. Олдридж, Ч. Сноу, А. Мердок, американского — Т. Уйльямс, Д. Апдайк, К. Воннегут.

Дальнейшее развитие приобрела реалистичная литература в молодых странах Азии и Африка, которая развивается. В ней громко звучит тема борьбы за независимость, любви к своей Батькивщине. Широко известным стало творчество таких писателей, как Яшпал (Индия), Катеб, Ясин (Алжир), К. Лей (Гвинея), Нгуги (Кения). Глубокий патриотизм пронизывает поэзию А. Нето (Ангола), П. Неруды (Чили).

Характерной для реалистичной зарубежной литературы во второй половине 60-80-х годов была тенденция к усилению внимания к истокам человеческого самосознания, культурной памяти, масштабного охватывания проблем жизни, судьбы современного мира. В это время актуализируются также проблемы соотношения личности с космическим и человеческим универсумом.

Значительных творческих достижений достигнуто и в театральном искусстве. Именно в этот период дальнейшего развития приобрели и эпический театр, новые жанры — трагикомедия, политическая и документальная драма, а также эзотерический театр Китая, Японии, Индии и других стран Азии и Африки. Значительных высот в это время достиг американский театр, который дал миру грандиозную помпезность мюзиклов и разных шоу. Зарубежный театр — разный и переменчивый, лирический и жестокий, здоровый и больной, находился в постоянном поиске смысла жизни и вечной истины. Именно это было и является сверхзаданием современного театра. Тема борьбы за утверждение мира и социальной справедливости питает творчество и художников-реалистов. Ярко реалистичное течение оказалось, в частности, у творчества французского карикатуриста и политического графика Ж. Еффеля, американского художника Р. Кента, датского политического карикатуриста Г. Бидструпа. Среди выдающихся мастеров живописи следует отметить мексиканского художника А. Сикейроса, который работал над разработкой новых средств изображения и технических методов живописи. Эти художники не были безразличными, фальшивыми. Они никогда не выдвигали перед собой концепцию, а присматриваясь к жизни, пытались понять или людей, которые их окружают, или самих себя. А впоследствии, под конец жизни, у них появлялись концепции. Художник способен самореализоваться, когда он проник в жизнь, стремится понять человека и что-то о ней или для нее сказать.

Во второй половине 60-80-х годов расширило возможности художественного восприятия действительности зарубежное кино. Прогрессивное гуманистическое и демократическое содержание присущо фильмам кинорежиссеров М. Антониони (Италия), А. Пенна, Ф. Коппола (США), Р. Атенборо (Англия), М. Тротта (ФРГ) и др. В их кинолентах раскрывается проблема прав человека, его бытия, значения большой любви. Этой теме посвящен и фильм кинорежиссера В. Вендерса «Париж-Техас», который в 1984 г. на Каннском кинофестивале получил главный приз — «Золотую пальмовую ветку». Тенденцию к добру, согласию и справедливости выявили и кинофестивали в Венеции (1986) и Западном Берлине (1987).

Бурное развитие в это время видеоиндустрии, предопределенное ростом темпов научно-технического прогресса, значительно ослабило монополию кинематографа и распространило возможности для роста аудитории массового зрителя, особенно молодежного, в других видах искусства, в частности музыкального.

Прогрессивные тенденции отбивало и реалистичное музыкальное искусство Запада. Достойное место в казне мировой культуры заняли произведения таких композиторов, как Б. Бриттен (Англия), И. Стравинский (США) и др. Характерным в их творчестве является сочетание национально-музыкальных традиций прошлого с современными музыкальными средствами.

В зарубежной эстраде широкой популярности у любителей музыки приобрело творчество английского квартета «Битлз»*, ансамблей и дуэтов «Рол-линг стоунз», «Карз», «Лед Зеппелин», оркестру К. Сантани, в составе которого успешно выступал один из лучших джазовых гитаристов мира П. Метеные. Широкое признание получили и такие творческие коллективы, как «АББА», «Модерн Токинг» и тому подобное.

Известными миру стали имена эстрадных музыкантов и исполнителей М. Матье (Франция), Л. Армстронга (США), А. Челентано (Италия), К. Готта (Чехословакия), А. Герман (Польша) и др.

Так можно коротко охарактеризовать состояние зарубежной культуры во второй половине 6 0 — 8 0 — х годов. Делая весомый вклад в создание общечеловеческих духовных ценностей, она влияла на культурные процессы, которые происходили в разных странах мира в те годы.

Украинская культура во второй половине 6 0 — 8 0 — х годов

В условиях господства тоталитарного режима украинской культуре выпало самоздийснюватися под приоритетным влиянием не столько науки, сколько политики, которая творилась за указаниями «руководящей и направляющей». Такая политика нанесла как жизни народ, так и его культуротворенню свои далеко не оптимальные ритмы, точнее — аритмию. Возведя постулат мировоззрения «бытия признает сознание» в ранг государственной идеологии, советская власть закрепила в общественной практике приоритеты за материальной, производственной сферой, отодвинув на второй план нематериальную сферу — образование, здравоохранение, искусство, культуру и др. Отсюда и корень остаточного принципа финансирования этих сфер, которые на протяжении многих десятилетий определяли формирование государственного бюджета в бывшем СССР, а следовательно, и в Украине. Поэтому вполне понятно, почему за всю свою историю советская власть не построила в Киеве ни одного художественного театра.

При этом труд умственен, труд интеллигенции противопоставлялся труду рабочих и крестьян. Интеллигентного человека считали представителем «прослойки общества». В результате этого потеряны ориентиры к общечеловеческим духовным ценностям, ценностям наших национальных культур, к уму и сознанию человека.

Унижение роли интеллектуалов, которое господствовало в бывшем СССР, низкий профессиональный и творческий уровень значительной части фа-хивцив привели к отставанию «социализма» во многих сферах ди-яльности. Это еще одно из убедительных доказательств того, что ни экономическое, ни научно-техническое развитие не должны осуществляться за счет культуры, что игнорирование проблем культурного продвижения оборачивается экономической стагнацией. Именно это и случилось в 70-80-х годах. В это время в экономике, социальной и духовной сферах накапливаются нерешенные проблемы, из являются застойные явления, образуется своего рода механизм торможения. В начале 80-х годов эта тенденция становится определяющей. Таким был главный итог длительного господства тоталитарного режима в стране. Однако, невзирая на существенные недостатки, которые имели место во второй половине 60-80-х годов, культурная жизнь не прерывалась и имела определенные достижения. Это касается в первую очередь народного образования, развитию которого советская власть, как и раньше, предоставляла особенного значения. Вследствие этого длилось совершенствование ее системы, был завершен переход к общему среднему образованию, внесены изменения к школьной структуре. В начальной школе вместо четырехлетней учебы было введено трехлетнее, поскольку соответствующая подготовка детей к школе осуществлялась в сети дошкольных детских заведений. В республике на конец 80-х годов функционировало сверх ЗО тыс. общеобразовательных школ, в которых училось 7,4 млн учеников, работало свыше 450 тыс. учителей.

Постоянное внимание государство уделяло и расширению подготовки специалистов для народного хозяйства и культуры в системе высшего и среднего специального образования. С этой целью были объединены малые высшие учебные заведения, родственные факультеты и кафедры, организован ряд новых вузов, увеличен прием к вузам, особенно инженерным специальностям, значительно расширена заочная и вечерняя учеба. В 1984/85 учебном году в республике функционировали 146 более высоких и 730 средних специальных учебных заведений. У них соответственно училось 878,5 тыс. студентов и 811 тыс. учеников, которые приобретали профессиональную подготовку из 360 специальностей. На протяжении 60-70-х годов Украина получила почти 4 млн специалистов со средним специальным образованием и свыше 2,5 млн — с более высокой.

Широкое развитие системы образования, в частности расширения заоч-ного и вечерней учебы, а также обеспечения государством права граждан на образование, которое гарантировалось безоплатностью всех видов образования, выплатой государственных стипендий и другими льготами, которые предоставлялись ученикам и студентам, способствовали росту высокого освит-нього уровня населения Украины. На начало в 1982 г. численность населения в республике с высшим и средним (полной и неполной) образованием представляла около 29 млн чол., или 84 % занятого населения, которое свидетельствовало о могучем научном и культурном потенциале страны.

Рядом с неопровержимыми достижениями в отрасли образования на протяжении 60-80-х годов имели место и негативные явления. В условиях тоталитарно-бюрократической системы образования и воспитания ориентировались не на ознакомления молодые с общечеловеческими ценностями, чтобы развивать духовность и интеллект, а на подготовку для существующего политического режима послушных советских людей, которые абсолютно верили в то, которое говорилось из кафедры или трибуны. Право на сомнение квалифицировалось как инакомыслие. Этим закладывалась угроза интеллектуальной безопасности советского общества, потому что, как отмечал Гегель: «Когда мыслят все одинаково, следовательно, никто не мыслит».

Формализм и заидеологизованисть, догматизм стали исходной точкой в учебе, которая в целом приобрела не гуманистического, а праг-матичного устремление. Социальный заказ школе практически звучал однозначно: знание, знание и еще раз знание. А того, кого учили, рассматривали как «сосуд, который надо было заполнить». В этом одна из причин формирования многочисленной прослойки специалистов-технократов, способных решать инженерно-технические задания, но не способных мыслить общечеловеческими категориями. Ежегодно, выпуская из вузов наибольшее в мире количество дипломированных инженеров, мы в то же время получили значительных «достижений» в уничтожении как экологии природы (загрязнение земли, лесов, озер, рек, моря), так и экологии души (разрушение культуры, морали).

Образование все больше теряло свою саму ценность и как воспитательный процесс духовного обогащения, становления и совершенствования личности, выработки ее моральных принципов, развития сугубо человеческих качеств. Это способствовало выработке потребительского отношения молодежи к жизни, расщеплению морального и эстетического сознания, разрыва между умом и чувством. И как следствие этого переставала быть ценностью человек умен, образован, думающий.

В условиях господства тоталитаризма в Украине не существовало национальной школы, основой учебы которой был бы родной язык, история и все культурные приобретения, обычаи, традиции своего народа. Именно такая школа через усвоение глубин культуры своего народа создает для учеников, студентов возможность восприятия культурных приобретений и других народов.

Искривленное толкование интернационализма, надуманность и абсолютизирование категорий «советский народ», «слияние наций», лозунгом которых было «отмирание национальных языков», на практике оказалось в республике в усилении русификации образовательных заведений. В мае в 1983 г. Политбюро ЦК КПСС рассмотрело вопрос о дополнительных мероприятиях относительно изучения русского языка. В одобренных ЦК КПСС 10 апреля в 1984 г. и Верховной Радой СССР 12 апреля в 1984 г. «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессионально-технической школы» отмечалось, что «свободное обладание русским языком должно стать нормой для молодежи, которая заканчивает средние учебные заведения». Рядом с этим в республике в эти годы не было принято ни одного постановления относительно улучшения изучения родного языка. Вследствие этого в первой половине 80-х годов в областных центрах и в Киеве украинские и мешаные русско-украинские школы представляли лишь 28 %, а русские — 72%. В других крупных городах республики их было соответственно 16 и 84 %. В Донецке не было ни одной украинской школы.

Такое же положение сложилось и в дошкольных заведениях. Полностью были ликвидированные школы и другие учебные заведения с национальными языками учебы, а высшие и средние специальные заведения образования почти повсеместно перешли на русский язык. Будущим специалистам по украинскому языку было отведено в Украине территорию села, а сам язык великого народа стали называть сельским. Набор студентов на украинское отделение был меньше, чем на русское. Да и зарплата учителям русского языка была значительно выше, чем учителям украинской. Обычным явлением стало исключение из высших заведений образования студентов-украинцев за «нацио-нализм». На русском языке издавались наиболее интересные и важнейшие публикации в Украине, тогда как издания украинской сокращались. Да, лишь на протяжении 60-70-х годов часть книг, которые издавались на украинском языке, снизилась почти втрое.

Начиная с 1972 г., когда первым секретарем ЦК Компартии Украины стал В. Щербицький, который обещал главному идеологу КПСС М. Суслову в течение пяти лет покончить с украинским языком, усиливается русификация, разные оттенки украиноведения ограниченно к минимуму, большинству украинских научных журналов пришлось переходить на русский язык. Издательство Академии наук УССР «Научная мысль» фактически становится русской.

Политика русификации Украины вызывала протесты некоторых представителей украинской интеллигенции, в первую очередь писателей. В своем труде «Интернационализм или русификация»? литературный критик И. Дзюба доказывал, что русификация — продолжение политики русского шовинизма и колониализма. «Колониализм, — писал он, — может выступать не только в форме открытой дискриминации, но и в форме »братства«, что очень характерно для русского колониализма». Этот труд принес лишения автору. Под ударами тоталитаризма ушли из жизни и только за то, что любили Украину, язык, культуру своего народа, поэты В. Симоненко И Я. Киселев, прозаик Г. Табаковод. Это были настоящие рыцари борьбы за высокие Идеалы свободы, человечности, добра. В. Симоненко писал, что спокойствие на родную землю придет только тогда, когда упадет в разинутую могилу последний на планете шовинист.

Противоречивые процессы происходили и в развитии науки. Во второй половине 60-80-х годов в республике росла и совершенствовалась сеть научно-исследовательских учреждений, разворачивались новые направления и формы их деятельности, увеличивалась численность научных кадров. Центром научных исследований в республике оставалась Академия наук УССР. На 1 января в 1985 г. в ее составе было 78 научных учреждений и 74 предприятия опытно-конструкторской и производственной базы. В них работало свыше 85 тыс. научных сотрудников, в том числе 1330 докторов и 8549 кандидатов наук, 130 академиков и член-корреспондентов АН УССР.

Работая в творческом содружестве с учеными других республик, ученые Украины осуществили ряд важных открытий и изобретений, которые обогатили украинскую науку. Да, физики Харькова и Киева успешно работали в

области физики атомного ядра и ядерных реакций, их усилиями было создано один из наибольших в мире изохронный циклотрон

В-240 и ядерный реактор ВВР-10г. В Институте кибернетики АН УССР под руководством академика В. Глушкова, который много сделал для утверждения его как всемирно-известного научного центра, осуществленная разработка первой в мире системы «Проект» — системы автоматизации проектирования схемного и программного оборудования ЭВМ методом формализированных технических заданий. Создана В. Глушковим киевская школа кибернетики за некоторыми направлениями занимала достойное место не только в бывшем Союзе, но и в мире. Многочисленные новые направления исследований эффективно развивались в математике, материаловедении, порошковой металлургии, электросварке, химии, медицине. Важное теоретическое и практическое значения имеют исследование академиков О. Антонова, М. Амосова, В. Глушкова, Есть. Патона. Значительным был взнос в науку ученых высшей школы республики, в том числе и Киевского университета, — математиков М. Богомолова и Ю. Митропольського, химиков А. Куприянова и А. Пилипенка, биологов П. Богача и О. Маркевича. В науке этого периода было немало трудностей и недостатков. Да, считалось аксиомой, что социалистический строй сам по себе открывает неограниченное пространство для научно-технического прогресса, для использования его достижений в Интересах трудящихся масс. Социализму приписывалась будто навсегда данная способность органично сочетать свои преимущества с наукой, рациональным ведением хозяйства, любыми прогрессивными формами организации производства. Эта теория бесконфликтного и триумфального восхождения социализма привела к ряду серьезных ошибок, которые имели место в научно-технической политике того времени. Среди них — недооценка достижений научно-технической революции, ориентиры во многих отраслях экономики на средний технический уровень, закупка новой техники и технологии за рубежом вместо развития отечественного машиностроения, отсутствие необходимых стимулов для развития новейших технических разработок и внедрения их в производство.

Да, на предприятиях республики они внедрялись лишь на 15-20%. Это тормозило техническое перевооружение промышленного производства. Значительное количество разработок, которые выполнялись ведомственными научно-техническими институтами, не отвечали мировым научно-техническим достижением, а созданная на их основе техника за своим уровнем и экономическим эффектом уступала лучшим мировым образцам. В этом одна из важных причин отставания бывшего СССР от государств Запада. Вот лишь один пример этому. Если в Советском Союзе на конец в 1990 г. насчитывалось 300 тыс. электронно-вычислительных машин, то в США — 40 млн, то есть один компьютер приходился на 900 жителей, тогда как в Соединенных Штатах этот показатель представлял один до семи.

При тотальном огосударствлении общественных отношений творческая личность загонялась в ситуацию, когда она не могла говорить и писать то, что хотела, и не хотела писать и говорить то, что могла. Это порождало конформизм, приспособленчество, невосприятие чужих мыслей, нетерпимость к инакомыслию.

Такие негативные явления, как догматизм, схематизм, определенное отступление, от исторической правды утруждали также развитие общественных наук. Руководящие партийные органы ставили целью еще больше укрепить монополию своих генсеков и их единомышленников на интерпретацию марксизма-ленинизма, заданий всех наук. И как следствие этого усилился диктат в общественных науках, а нетерпимость относительно инакомыслия приобрела все более авторитарные формы.

Поэтому ряд трудов историков, философов, экономистов несли на себе отпечаток того времени, были поверхностными, содержали ошибки в трактовке отдельных событий, фактов, явлений. В советской историографии имели место значительные искривления украинской истории, была создана даже особенная профессия критиков «советологив».

Полностью подконтрольными в условиях тоталитарного режима оказываются литература и искусство. Во второй половине 60-80-х годов ЦК КПСС, ЦК Компартии Украины приняли ряд постановлений по вопросам литературы, в которых партийные организации обязывались усилить непримиримую борьбу с любыми проявлениями украинского буржуазного национализма, национальной ограниченности и местничества. Постановления ЦК КПСС по вопросам литературы и искусства, принятые в 1946-1948 гг., в которых резко и несправедливо осуждалась творческая деятельность ряда художников, были отменены лишь в 1990 г., Руководствуясь ими, «стражи» партийности, классовости и интернационализма «разоблачали» носители «бацилл» национализма и сепаратизма, травили выдающихся деятелей украинской творческой интеллигенции.

На изломе 60-70-х годов утверждается пренебрежительное отношение не только к украинскому языку, но и к украинской истории, литературе, искусству. Проявлением этого стал запрет художественных произведений, связанных со страницами борьбы за национальную независимость.

Особенно значительные потери понесла украинистика, которую сумели сохранить и от монголо-татарского нашествия, и от царского запрета, и от большевистского террора, и от фашистской оккупации, но не смогли уберечь во время «сусливськой» русификации.

24 мая в 1964 г. в год 150-летнего юбилея Т. Шевченко был «организованный» пожар в Центральной библиотеке Академии наук УССР. Из семи этажей библиотеки сгорел «почему-то» именно тот, где была украинистика — 600 тыс. томов ценных произведений, редких изданий дореволюционного периода, уникальные архивы. Сгорели также специальные фонды украинистики, которые до 1932 г. собирались по указанию М. Скрипника.

Однако на этом преступления против украинской культуры не закончились. В том же 1964 г., по-видимому «случайно», воспламенился Видубецький монастырь, в котором сгоревшая библиотека Киевской академии, сокровища европейской литературы VII, — VIII ст. В начале 70-х годов в библиотеке Киевского университета был расформирован Кабинет редкой книги, созданный профессором О. Масловым. Литературу свезли в подвалы студенческого общежития, где она была затоплена водой. В конце 1974 г. сгорел отдел давней украинской литературы в Институте литературы АН УССР, пропали много книг и большая научная картотека. И даже тогда, когда украинский народ 1 декабря в 1991 г. во весь голос заявил о возрождении Украины как самостоятельного государства, шовинистические круги в своей злобе не имели пределов. Была сожжена вдребезги святыня украинского народа — Кобзарева хата, а также похищенное в Переяслав-хмельницькому музее личное оружие Богдана Хмельницкого.

Осенью в 1964 г. по-варварски был уничтожен знаменитый 6-метровый витраж в вестибюле красного корпуса Киевского университета. Это высокохудожественное монументальное произведение, выполненное художниками А. Горской, Л. Семикиною, Г. Севрук, П. Заливахою, был посвящен Т. Шевченко. Однако партийно-коммунистический режим не мог допустить, чтобы немые рабы, воспетые гением гневного Кобзаря, своими обидами что-то напоминали таким же глухим и слепым рабам 60-х годов. Позже А. Горская, Г. Севрук были исключены из Союза художников Украины, а П. Заливаху осуждено на пять лет заключения «за антисоветскую деятельность». В ноябре в 1970 г. А. Горской не стало, ее нашли зарубленной в доме свекра в Василькови.

Гнев и возмущение партийной верхушки вызывало и творчество выдающегося скульптора, живописца, ученого, этнографа, собирателя народных сокровищ, заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии Украины им. Т. Шевченко И. Гончара. За 35 лет подвижнических странствий он собрал уникальную в истории человечества частную коллекцию редких фотографий, изданий, народного наряда, полотенец, ковров, крашенок, произведений живописи, казацких обладункив, икон, которой может позавидовать любой государственный музей. Иван Макарович своим творчеством, своим искусством, собранными сокровищами формировал национальное сознание, закалял борцов за независимость, приближал Соборную Украину. Поэтому коллекция и ее творец не раз поддавались репрессиям, постоянно находились под недремним глазом бывшей госбезопасности, и только после его смерти уже независимая Украина по праву признала величие этого художника и открыла музей Ивана Гончара, на какой он так долго питал надежду.

Не избежал обвинений даже первый секретарь ЦК Компартии Украины П. Шелест, которому забрасывали недостаточную борьбу с украинскими националистическими проявлениями, некоторый местнический патриотизм. Его книга «Украйно наша Советская», в которой, мол, идеализировали украинская история, запорозьке казачество, была фактически уничтожена. Петр Ефимович был отстранен от должности первого секретаря и выслан из Украины.

В начале 70-х годов по всей Украине прокатилась новая волна обысков и арестов, что была настоящим погромом оппозиционной интеллигенции. Были обвинены в «антисоветской пропаганде» и арестованы И. Горничный, Есть. Сверстюк, М. Осадчий, И. Гель, И. Калинець. В 1977 г. арестован писатель Г. Снигирьова, который в конце 1978 г. умер от пыток. В 1979 г. загадочно погиб под Львовом популярный композитор В. Ивасюк.

Аресты и преследования украинских патриотов продолжались в следующие годы. В 1980 г. арестованы и заключены 3. Красивський, О. Гейко-Матусевич, В. Стус, О. Мешко, В. Чорновил, О. Шевченко, В. Калиниченко; в 1981 г. — И. Кандиба, В. Сичко; В 1982 г. — М. Горинь и др. В результате жестких лагерных условий в 1984-1985 гг. умерли в заключении О. Тихий, В. Марченко, Ю. Литвин, В. Стус. Все они боролись за правду в литературе и в жизни, исповедовали честные взгляды, последовательно их отстаивали, пытаясь быть просто украинцами. Даже в жестких тюремных условиях они не теряли присутствия духа, верили в лучшую судьбу Украины. В письме к друзьям В. Стус писал:

Как хорошо то, что смерти не боюсь я

и не спрашиваю, или тяжелый мой крест.

Что перед вами, судьи, не клонюсь

в предчувствии недовидомих слоев.

Пип жил, любил и не набрался скверны,

ненависти, проклятия, раскаяния.

Народе мой, к тебе я еще верну,

как в смерти обращусь к жизни

своим стражденним и незлым лицом.

Как сын, тебе доземно уклонюсь

и честно гляну в честные твои глаза

и в смерти с родным краем породнюсь.

И только с 1987 г. началось некоторое послабление в репрессивной системе. Под давлением мировых демократических сил советская власть начинает выпускать «диссидентов» на волю, растянув их освобождение до июня в 1989 г., в четвертом году горбачевской перестройки.

Вернулись к активному творчеству в это же время реабилитированные писатели Л. Костенко, И. Драч, литературная критика И. Дзюба, И. Горничный, Есть. Сверстюк, публицист В. Чорновил, живописец О. Заливаха. Закалены в борьбе с тоталитарным режимом, они играют достойную роль в процессе возрождения и обновления национальной литературы и культуры.

В обстановке беззакония, подозрения и страха, что насаждались в обществе тоталитарно-бюрократической системой, в значительной степени деформировались писательские таланты. Рядом с произведениями, в которых нарушались серьезные социальне-моральни проблемы, выходили немало посредственных, что прославляли достижение «зрелого социализма», коммунистическую партию и ее лидеров. Литература. Невзирая на тяжелые условия борьбы за свои права, некомпетентное вмешательство партии в творческую деятельность, отсутствие надлежащих свобод, в Украине жила литература правдолюба, появились высокохудожественные произведения, которые пополнили казну мировой литературы.

Среди них прежде всего «Берег любви», «Бригантина», «Циклон», «Твоя заря», «Перекоп», «Таврия», «Тронка», «Собор» О. Гончара, которые неоднократно переиздавались во многих странах мира. В творчестве этого величайшего писателя значительное место занимают проблемы национального возрождения, чувства национальной гордости за свою историю, любви к родному языку, культуре, народных традиций и тому подобное.

Новым подходом в освещении разных сторон жизни современного села проникнутые романы Ю. Мушкетика «Позиция» и «Рубеж». Ознакомлению нового поколения с настоящей историей и культурой украинского народа посвятили свои романы и повести «Чудо», «Роксолана», «Я, Богдан» П. Загребельний, «Манускрипт из улицы Русской», «Вода из камня» Р. Иваничук, «Гайдамаки» и «Яса» Ю. Мушкетик, «Гнев Перуна» Р. Иванченко. Защите украинских национальных приобретений посвятил свою книгу о выдающемся исследователе Запорозькой Сечи Д. Яворницького «В поисках сокровищ» М. Шерстобит. С новыми историко-биографическими произведениями выступили О. Иваненко, С. Плачинда.

Свободную нецензурную украинскую поэзию нельзя представить без творчества таких способных молодых поэтов, как В. Симоненко и В. Стус, гениальных певцов национального освобождения. Пылкой любовью к родной земле проникнутые слова В. Симоненка — поэта, который с огромным опозданием стал лауреатом Шевченковской премии, :

Родная земле! Мозг мой светлеет,

И душа нежнее становится,

Как твои надежды и мечты

В жизнь врываются мое.

И живу тобой и для тебя,

Вышел из тебя, у тебя перейду,

Под твоим гениальным небом

Закалял я силу молодую.

Заметным явлением в национально-культурном возрождении стали новые сборники стихов Л. Костенко, И. Драча, Р. Лубкивського, Д. Павличка, молодых поэтов П. Осадчука, И. Римарука. Главное содержание их произведений — это пылкая любовь к Украине, переживание за судьбу ее народа, воспевания человеческих чувств, труда, природы, родного края. Для них служить своему народу было уже не эпизодом, а профессией, высоким призванием, честью и прямой моральной обязанностью. Поэтому не случайно их философская поэзия пронимает душу, волнует своим лиризмом и искренностью, захватывает многогранностью тематики и знаниями истории.

Главные тенденции украинской драматургии — поезд к современной тематике, утверждение борьбы за мир и творческий труд — четко отражаются в пьесах «Планета надежд», «Дикий Ангел», «Фараоны» О. Коломийця, «Радуга», «Сини росы», «Мертвый бог», «Бронзовая фаза» М. Зарудного, «В золотой раме», «Девичья судьба» Л. Дмитерка. Много из этих жизнелюбивых произведений стали украшением театрального репертуара не только Украины, но и ряда зарубежных государств.

Большое значение в образовании национальной культуры имеет издание и научную проработку литературного наследства В. Голубого, В. Винниченка, М. Кулиша, М. Волнового.

Все это является конкретным свидетельством того, что украинские писатели, поэты, драматурги, невзирая на трудности, своими творческими достижениями сделали весомый вклад в мировой литературный процесс, способствовали воспитанию национального сознания украинского народа.

Театр. Во второй половине 60-80-х годов, преодолевая искусственные преграды, и в дальнейшем развивалась театральная жизнь. В республике в это время действовало 87 профессиональных театров, объединения «Укрконцерт», 25 филармоний, в составе которых было свыше 220 художественных коллективов, а также 286 народных самодеятельных театров, их репертуар значительно пополнился новыми произведениями, оригинальными и переделанными.

Да, большой успех у зрителей завоевали пьесы «Фауст и смерть» О. Левады, «Планета надежд» О. Коломийця, «Кто за? Кто против»? М. Стельмаха. За участие в этих и других спектаклях лауреатами Государственной премии стали актеры О. Голобородько, В. Ивченко, Б. Ступка, лауреатами Государственной премии Украины им. Т. Шевченко — М. Заднипровський, В. Заклунна, Ю. Мажуга, А. Роговцева, М. Рушкивський. Это актеры широкого творческого диапазона, которые подражали в своем творчестве наивысшим достижениям украинской театральной культуры, органично сочетая яркую театральность с исключительной естественностью.

Следовательно, в творческих достижениях украинских театральных художников был немало позитивного. Однако рождалось оно не благодаря, а вопреки содержанию эпохи, в трагедийной борьбе художника с тоталитаризмом. Борясь в первую очередь за искусство Большого Стиля, очистки от всего случайного, украинский театр обращался к культурному наследию прошлого, лучших образцов зарубежного искусства, производил поиски высокохудожественных средств их воссоздания. И это способствовало приумножению таких характерных его черт, как народность, демократизм, музыкальность. Музыка. Неотъемлемой составляющей театра, которая дополняла его психологическое действие, четче очерчивала человеческие характеры, предоставляла всему двору национального колорита, было украинское музыкальное искусство. Его развитие во второй половине 60-80-х годов характеризуется совершенствованием всех жанров, созданием новых опер, оперетт, балетов, симфоний и песен.

Значительную популярность у зрителей приобрели оперы «Милана» и «Ярослав Мудрый» Г. Майбороди, «Зарево» А. Кос-Анатольського, «Лесная песня» и «В воскресенье рано зелье копала» В. Кирейка, «Назар Стодоля» К. Данькевича, балеты «Чипполино» К. Хачатуряна, «Ольга» Е. Станковича, «Лыбидь» В. Гомоляки.

Настоящего расцвета достигла украинская исполнительная культура. Выдающимися мастерами оперного пения стали Д. Гнатюк, Есть. Мирошниченко, А. Солов'яненко, М. Стеф'юк; балету — В. Калиновджа, В. Колтун, Т. Таякина; дирижерского искусства — С. Турчак. Его по праву называли яркой звездой в истории украинского исполнительского искусства. Именно он впервые вывел украинскую оперу на европейский уровень. За его настоянием в 1982 г. на фестивале в немецком городе Висбаден прозвучала наша национальная жемчужина «Тарас Клубень» М. Лысенко. И это был настоящий триумф — в первую очередь триумф Турчака-дирижера, а также творческого коллектива Киевского театра оперы и балета, в настоящее время Национального академического театра оперы и балета Украины Имени Т. Г. Шевченко, всего украинского искусства. Дирижерское мастерство Маэстро высоко оценено в Англии, Японии, Франции, Венгрии, Болгарии и в других странах. Не случайно мировая критика сравнивала его из К. Аббадо и Г. фон Караяном.

Создание в 60-х годах ряда камерных оркестров стимулировало работу композиторов над камерно-инструментальными произведениями. Появляются новые интересные симфонии для камерного оркестра В. Губаренка, Л. Дичко, Ю. Гщенка, шесть пьес В. Бибика, четыре паотити М. Скорика, мелодичные оперетты В. Лукашова, О. Сандлера и др. Произведения А. Штогаренка, Г. Майбороди, М. Скорика, В. Кирейка, Г. Ляшенка вошли в репертуары художественных коллективов Франции, Англии, США, Канады и других стран. Среди исполнителей-инструменталистов высоким мастерством и Индивидуальностью, самобытностью выделяются пианисты М. Крушельницька, Р. Лысенко, М. Сук; скрипаче Б. Которович, О. Крыса, О. Пархоменко; виолончелисты М. Чайковська, В. Червов; баянист М. Ризоль.

К художественным достижениям этого времени принадлежат украинские песня и танец, их на профессиональном уровне доносили до людей Украинский народный хор имени Г. Верьовки, Заслужен академический ансамбль танца Украины, Капелла бандуристов Украины, Черкасский украинский народный хор, Закарпатский народный хор, Буковинский ансамбль песни и танца, Подольский ансамбль песни и танца «Ленок» и др. Для них характерными стали постоянное совершенствование жанров, новизна, эмоциональность и мастерство выполнения. Вместе с искренней украинской песней и зажигательным танком эти коллективы дарили своим почитателям бодрое оптимистичное настроение, крайне необходимое в те нелегкие для Украины времена.

В казну украинских песен вошли произведения композиторов П. Майбороди, О. Билаша, И. Шамо, К. Доминчена. Заметный след в музыкальном творчестве оставил молодой композитор В. Ивасюк, заря таланта которого взошла на напевной Буковине. О нем справедливо говорят, что он дал крылья украинской эстрадной песне, вывел ее из провинциальных закамаркив на мировые горизонты, предоставил ей художественное достоинство. И действительно, «Красная рута», «Водопад», «Я пойду в далекие горы» В. Ивасюка повсеместно зазвучали далеко за пределами Украины, стали лучшими песнями года. Своим гениальным творчеством они поднимали национальный дух украинского народа, опровергали гонорово-невигласьки утверждение о его меншовартиснисть.

Гордая, вольнолюбивая и напевная буковинская земля дала еще одного рыцаря песне — П. Дворського.

При советской власти творчество этого человека замалчивалось. Не нравились власти названия его песен — «Буковинское танго», «Родной язык», «Мама Мария». Поэтому нелегким и длинным был путь Дворського к успеху и общему признанию. Он оставался честным, скромным и порядочным человеком. И только недавно ему присвоено звание народного артиста, но для многих почитателей настоящего таланта он давно уже стал народным певцом и композитором. Его песни «Яремчанський водопад», «Возвращение домой», «Общество мое» завоевали большой успех у широкой аудитории слушателей. Какими мудрыми словами обращается он к гражданам Украины :

Общество мое!

Уже то время наступает,

Когда надо собраться

в круг

И сказать всем,

что строим дом,

Где неволя не будет некогда!

Уже теперь не дано

одеть иго

На великий народ Украины!

У нас единственная цель -

Украина свята

Непреодолимая никем и никогда!

Новейшая волна национально-освободительного движения конца 80-х годов воссоздана и в песенном творчестве С. Ротару, М. Гнатюка, В. Зинкевича, Н. Яремчука, вокального трио Мареничив, квартету «Явор», ансамблю«Смеричка». В их репертуаре значительное место занимают патриотические песни, названия которых бросали кое-кого в холодный пот во времена, не такие уже и далекие. Любовь и почет к украинской народной песне — неисчерпаемому колодцу мудрости прививают также Н. Матвиенко, Р. Кириченко.

Все это способствовало поднесению украинского музыкального искусства на уровень высокого профессионализма, который признается специалистами многих стран мира.

Киноискусство. Неотъемлемой частью культуры стало киноискусство. Во второй половине 60-80-х годов на экраны выходили новые фильмы, которые благосклонно встречали зрители. Именно в это время происходило возрождение украинского поэтического киноискусства, основателем которого был О. Довженко. Это было чуть ли не мощнейшее направление в условиях застоя и репрессий возобновления украинского национального духа и украинского самосознания.

Широкое признание общественности получил, в частности, фильм «Тине забытых предков» (1965) за одноименным произведением М. Коцюбинського, одного из великанов украинского кино С. Параджанова, гениального сына армянской земли, для которого Украина стала второй родиной. Этот киношедевр о жизни гуцулов триумфально шел по всему свету, получил славу Украине и тогда, когда С. Параджанов, морально изувеченный, сидел в тюрьме. На Международном кинофестивале в Аргентине кинолента была удостоена второй премии «Южный крест». А Параджанов мечтал также сделать фильм «Intermezzo», опять же за новеллой М. Коцюбинського. Однако не удалось. После его ареста линию поэтического кино — импрессионистического киноизображения реалий жизни — продолжил кинорежиссер Ю. Илленко в лентах «Белая птица с черным признаком» и «Вавилон XX». Первый фильм на VII Международном кинофестивале в Москве был отмечен наивысшей наградой — Золотой медалью.

В 70-ые годы широкого развития приобрело мультипликационное кино. Большим успехом у детей и взрослых пользовались высокохудожественные ленты «Врач Айболить и его друзья», «Как ежик и мишка меняли небо», особенно серия фильмов о приключениях казаков : «Как казаки соль покупали», «Как казаки кулеш варили», «Как казаки невест выручали», «Как казаки на свадьбе гуляли», «Как казаки олимпийцами стали» и др. Много из них на Всесоюзных кинофестивалях получили почетные награды. В эти годы украинский кинематограф обогатили работы «В бой идут только »старики« и »Ати-баты шли солдаты« режиссера Л. Быкова, »Тревожный месяц сентябрь«, »Каминный крест« Л. Осины.

Лишь во второй половине 80-х годов, прорвав «железный занавес», которым длительное время монополистическое объединение «Союзекспортфильм» отгораживал от внешнего мира, украинское кино получило возможность ознакомить со своими достижениями зрителей Европы, Америки и Канады. И происходило это достаточно успешно. Фильмы Ю. Илленка «Колодец для жаждущих» и «Вечер на Ивана Купала» на протяжении двух лет удерживали высокий рейтинг у требовательных американских кино-критиков, а в 1989 г. вызывали восхищение на престижном международном кинофестивале в Сан-Франциско. В 1990 г. кинолента Ю. Илленка «Лебединое озеро. Зона» на Каннском международном кинофестивале была удостоена двух главных призов Международной федерации кинематографической прессы. Такое высокое признание украинского кинематографа является свидетельством того, что украинская земля щедрая на таланты, которые способны создавать фильмы мирового сорта.

Однако рядом со значительными достижениями украинское кино имело ряд творческих упущений. Не было преодолено отторжение его от национальной проблематики. И до сих пор мало фильмов, которые издаются на экран на украинском языке. Над преодолением этих недостатков активно работает наша творческая интеллигенция.

Изобразительное искусство. В украинском изобразительном искусстве во второй половине 60-80-х годов рядом с освещением героизма народа в годы второй мировой войны состоялось освоение су-часной тематики. Занятие живописью и скульптура, как и другие составляющие части украинской культуры, разделялись на одиозное искусство, обозначенное идеологической запрограммированностью, догматизмом и плакатом, и искусство, что в разных формах и с разной степенью очевидности отстаивало общечеловеческие ценности, национальные приоритеты, право художника на свободное творчество. Диапазон его протягивался от наилучших произведений реалистичного направления к искусству «андеграунда», диссидентству, нонконформизму.

Борьбе против фашистских захватчиков посвящены высокохудожественные произведения «Бессмертия» Т. Голембиевськой, «Матери ждут. . . » В. Гурина, «Победа» О. Лопуховая. Современные события воссозданы в картинах «Лен» Т. Яблонськой, «Мы — мирные люди» В. Хитрикова, «Идут дожди» В. Шаталина. Современникам посвящены также полотна М. Бельського, А. Коцки, Г. Томенко и др. Историческое прошлое освещают картины цикла «Степь» М. Дерегуса, «Вольница» О. Лопуховая. Живописная природа Украины, ее городов и сел показанная в пейзажах «Весна» и «Зима» О. ИИИовкуненка, «Гроза приближаеться» М. Грищенко, серии «Киевская сюита» С. Шишка. Полотна этих художников отмечаются мастерством композиции, сочетанием жанровых сцен с живописностью украинской природы. Обиды людей труда, деятелей науки и культуры отбиты в творчестве таких известных портретистов, как В. Барский, М. Антончик, С. Григор'ев, В. Зарецький. В книжной графике плодотворно работали художники А. Базилевич, Г. Гавриленко, О. Донченко, Г. Якубович. В дальнейшее развитие мозаики, керамики, росписи, гравюры весомый вклад сделал Г. Корень.

Рядом с полотнами уже известных появились интересные работы и молодых художников, характерным в творчестве которых является ризнобарв'я красок, многообразия направлений, школ. Здесь и странные сюрреалистические фантазии О. Литвинова, пост-експресионистськи портреты Есть. Тополова, и лирические пейзажи и психологические представления О. Гальковського.

Воссоздавая самобытный характер народа, его стремления к свободе, украинское изобразительное искусство утверждало идеи гуманизма и, выдвигая на первый план образ человека, творило ей гимн и славу.

В то же время вырос интерес к народному творчеству, эстетические и стич-ни сокровища которой были далеко не исчерпаны. Лучшие традиции украйнсько-го народного искусства развивал заслуженный деятель искусств Украины И. Гончар, произведения которого поражали своим неповторимым национальным своеобразием. Нельзя не вспомнить творчества самодеятельной художницы из села Хворостив Любомльського району Волынской области В. Михальськой. Она не имела возможности получить специальное образование, потому что тяжелой болезнью 20 лет была прикована к кровати. Хотя судьба обошлась с ней жестоко, и все свыше 400 работ мастерицы обозначены душевным теплом, оптимизмом и искренностью. Выставки ее картин в Луцке, Любомли и в родном селе получили высокую оценку специалистов. А за цикл пейзажей и натюрмортов В. Михальська стада первым лауреатом премии имени выдающегося украинского живописца Йова Кондзелевича. Популярности получила и творчество львовской художницы Есть. Шимоняк-Косаковськой, гутни вазы которой выигрывают поэтическим, возвышенным миром: «Ой, в поле три тополя», «Ночь такая месячная», «Зима в Карпатах», многофигурными композициями «Аркан», «Трио бандуристок», «Несет Галя воду».

Отмечая неопровержимые достижения художников, не следует забывать, что они вынуждены были выполнять и приказы-заказы тоталитарного режима, постоянно и сверх всякой меры выхвалять социализм и его достижение. Да, на всех ура-советських рисунках, начиная от букваря и читанки к грандиозным картинам и панно, Украина изображалась как улыбающаяся девушка в веночке с лентами, которая несет хлеб-соль «старшему брату».

Дальнейшее развитие приобрело украинское монументальное искусство. Только в первой половине 70-х годов в республике было построено 90 новых памятников и монументов. Среди них — памятник погибшим гражданам и военнопленным в районе Сирецького массива Киева, монумент Вечной Славы в Черкассах, памятник «Украина — освободителям», установленный в поселке Миловему на Луганщине, памятник Леси Украинцы в Киеве.

Архитектура. Архитектура в этот период избавилась от еклетичних помпезных черт сталинских времен и стала ближе к западному конструктивизму. В то же время ее помечали, особенно в массовых застройках, стандартизация, унификация, а часто и откровенный примитивизм. Однако в области возведения индивидуальных общественных зданий было создано и реализовано много неопровержимое интересных архитектурных проектов.

Выдающимися архитектурными сооружениями 60-80-х годов стали Дворец «Украина» (архитектор Есть. Маринченко и др. ), научно-исследовательский институт педиатрии, акушерства и гинекологии (архитекторы Д. Попенко, А. Лось, Г. Черный), новые корпуса Киевского национального университета (архитекторы В. Ладен, В. Коломиець, В. Морозов), музыкально-драматические театры в Симферополе (архитекторы С. Афзаметдинова и В. Юдин) и Ивано-Франковске (архитекторы С. Слепец и Д. Сосновый), цирк в Днепропетровске (архитекторы П. Ниринберг и С. Зубарьов), в определенной степени мемориальный комплекс Украинского музея истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Киеве (скульпторы Есть. Вучетич, В. Бородай, Ф. Согоян, В. Швецов, архитекторы С. Стемо, В. Елизаров, И. Иванов, Г. Кислый, М. Фещенко, художник С. Киричен-ко и др. ).

Религиозная жизнь. В духовной сфере жизни общества ведущее место занимает религия, однако и во второй половине 60-80-х годов церковь оставалась отделенной от государства, а религия постоянно находилась под идеологическим и административным прессом власти. Официально советская власть провозглашала свободу вероисповедания. Однако на практике удавалась к борьбе с религиозными верованиями, закрытие культовых сооружений, преследований верующих. Такие действия тоталитарного режима вызывали справедливое возмущение людей. Вместе с этим росло их разочарование в социалистических идеях, которые все больше дискредитировали себя. Все это обусловило возобновление поезда к религии, особенно на селе. В этих условиях активизировала свою деятельность Украинская грека-католицька церковь («церковь в катакомбах»). Свыше 300 ее священников проводило тайные службы для верующих западных областей Украины. Здесь действовали даже подпольные монастыри и тайные типографии. Всевозможные попытки греко-католических священников легализовать церковь жестоко подавлялись властями. Но и это не могло ослабить преданность значительной части населения Галичины и Закарпатья своей давней церкви.

В лучших условиях находилась Русская православная церковь, поскольку ее признавало советское правительство. Однако ценой этого было ее сотрудничество с властями, что доходило до пресмыкательства перед ними. Поэтому не случайно среди церковной иерархии распространялись коррупция, лицемерие. Дело дошло до того, что некоторые представители духовенства сотрудничали с органами государственной безопасности.

Во второй половине 60-80-х годов расширили свое влияние бап-тистська и другие протестантские секты — пятидесятники, адвентисты, свидетели Иеговы, взгляды, организация и пылкая преданность вере которых привлекали многочисленных новообращенных, особенно в восточных районах Украины.

Среди украинской интеллигенции выросло внимание к западным (психоанализ, экзистенциализм) и восточным (йога, дзен-буддизм, кришнаиты) религиозным течениям.

Следовательно, невзирая на жестокую политику тоталитарного режима, численность верующих в этот период росла. Рядом с этим росла среди них и численность «узников совести».

Украинская диаспора. Преградой к пути обогащения национальной культуры была политика советской власти относительно украинской диаспоры, которую официальная пропаганда изображала как «прислужницю капитализму, фашизму и Риму». Москва пристально следила за деятельностью всех украинских общин, которые действовали за рубежом, и делала все, чтобы их никто не знал.

Украинцы в эмиграции, для многих из которых борьба за независимость Украины стала содержанием жизни, делали весомый вклад в развитие национальной культуры, сохранения политических и культурных приобретений, ознакомления с ними мировой общественности. Во второй половине 60-80-х годов усилиями украинских общин было подготовлено и выдано ряд значительных украйнознавчих научных исследований, в частности «Энциклопедию Украины». В память 50-летия голодомора 1932-33 гг. созданы широкоизвестный документальный фильм об этой трагедии. Больших успехов досяг-ли за океаном ученые Б. Кравченко, О. Прицак, Ю. Шевельов, художники А. Антонюк, Я. Гниздовський, И. Марчук, музыкант В. Колесник.

Свыше 50 лет прожил в разлуке с Украиной известный литературовед, писатель и переводчик Иван Кошеливець. Десятки лет он был редактором журнала «Современность», сотрудником двухнедельника «Современная Украина» и маячника «Украинская литературная газета», «Энциклопедия Украины». Его книги о современной Украине произвели большое впечатление на писателей 60-70-х годов. В 1985 г. его книга «Разговор в дороге к себе» впервые увидела свет в издательстве «Современность» (Нью-Йорк — Мюнхен).

Культурные связи с зарубежными государствами. Во второй Половине 60-80-х годов расширяются культурные связи Украины с зарубежными государствами. В значительной степени этому способствовала деятельность Украинского общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами и Общества культурных связей с украинцами за рубежом. В 1985 г. они поддерживали широкие и плодотворные контакты с 700 организациями свыше 100 стран мира. В распространении в республике культурных достижений других народов и популяризации украинского искусства за рубежом участвуют Министерство культуры, творческие союзы и другие государственные и общественные организации.

Значительная роль в развитии культурных связей республики с зарубежными странами принадлежит ЮНЕСКО, членом которой Украина является с 1954 г. Под эгидой этой международной организации по вопросам образования, науки и культуры во многих странах мира отмечались 1500-летие Киева, юбилеи таких выдающихся деятелей украинской культуры, как Т. Шевченко, И. Франко, М. Коцюбинський, М. Леонтович, С. Крушельницька, а в Украине — юбилее деятелей мировой культуры — Вольтера, Рембрандта, Шекспира, Шопена и др.

Распространению культурных связей Украины с зарубежными странами особенно способствовал книгообмен. В это время ежегодно поступало свыше 70 тыс. заказов заграничных организаций на издание художественной и научной литературы и свыше 4 млн книг украинских авторов посылалось им в более чем 100 стран мира. С библиотеками свыше 60 стран мира осуществляла обмен литературой Центральная научная библиотека имени В. И. Вернадского НАН Украины. В то же время в Украине многотысячными тиражами казались лучшие произведения зарубежных авторов в переводах из 48 языков.

Укрепление культурных связей Украины с другими странами мира происходило также проведением декад, недель и дней украинской культуры в зарубежных странах, концертного и театрального взаимообменов, организацией разных выставок, кинофестивалей и тому подобное. Все это способствовало взаимовлиянию и взаимообогащению духовными ценностями и достижениями украинской и зарубежной культур. Следовательно, невзирая на то что тоталитарно-бюрократическая система оказывала значительное негативное влияние на культурные процессы в Украине, тормозила их демократические национальные тенденции, украинский народ жил, работал, творил и даже в нелегких условиях притеснений и преследований жила и развивалась выбитая физически и изувечена духовно украинская культура, которая сравнительно с прошлыми годами достигла достаточно больших успехов и сделала определенный взнос в казну мировой культуры.

Однако, чтобы занять надлежащее место в мировом культурном процессе, украинской культуре необходимо вернуться к общечеловеческим ценностям, творчески усвоить лучшие достижения современной цивилизации. Будущее украинской культуры в возрождении духовных традиций нашего народа, сохранении самобытности национального духа, а также языки — самой первой принципы интеллектуального могущества нации. Именно это и поможет формированию современного образа Украины как европейского государства.