Украинская культура в международных отношениях


Каждый народ, создавая собственную национальную культуру, тем же делает взнос в мировую культуру, осуществляя за ее помощью связь с окружающей природой и другими народами. В результате такого общения происходит взаимное культурное обогащение. И как следствие — разные культуры развиваются, усложняются, становятся намного разнообразнее.

Мировая культура — феномен глобальный. Национальная культура является частично и источником мировой культуры, одновременно вытекая из нее. Без глобальной культуры не может быть региональной, самобытной национальной и наоборот. Мировой культуре свойственный интегрирующий процесс. Национальные же имеют дифференцированный характер.

Украинская культура сызвека испытывала влияние со стороны и в свою очередь, так или иначе, влияла на другие культуры, проявлялась в международных отношениях разным образом. Попробуем выяснить, каким образом это происходило в течение целой истории украинской культуры.

За географическим вектором украинская культура — это, бесспорно, культура европейского типа. А потому в украинской национальной культуре так четко выступает европейский индивидуализм. От антив и Волыни VI ст. сквозь княжеские сутки, сквозь казачество и вплоть до XX ст. всегда, когда народ имел возможность ви-явити свою политическую волю, он выявлял одну и ту же характерную черту: склонность отдавать преимущество индивидуальной свободе над интересами государства, склонность наделять высшей властью вече (совет) и ревностно бдеть действия своих вождей.

Культура княжеских времен имела по основу местные народные элементы, выявленные в богатом быту и словесности, верованиях и народной философии. Эта первобытная культура развивалась на собственной почве, однако испытывала и чужинних влияния. В ранние времена эти влияния шли через хозаров, арабов, персов как в отрасли искусства, так и самого производства. Влияние Скандинавии отразилось на государственной и военной организации Руси. Западноевропейские веяния шли через Венгрию и Германию, проявились в архитектуре, городском праве, употреблении латинского языка, в толеранций к католической церкви.

Культурное развитие Руси поднялось на новую ступень после принятия христианства. Из X ст. с его распространением запановуе византийский стиль в ремеслах, писательстве, искусстве, правые. Вместе с ним состоялись качественные изменения в мировоззрении и быту русичей : новая религия широко открыла двери византийству во всех сферах жизни.

Христианство стало идеологической почвой для феодальных отношений, способствовало вхождению Украйни-Руси в европейский культурный мир. Однако и после этого Украина-Русь не потеряла самобытность, своеобразию во всех отраслях культуры.

Литература Киевской Руси взяла начало из произведений, которые были переведены с греческого языка. Наверное, большинство таких книг были церковными. Необходимость у них связана с вводом на Русые христианства. Но рядом с церковной переводилась, бесспорно, и светская литература — исторические, естественные, философские произведения, юридические трактаты, беллетристика. Самыми популярными были романы фантастической тематики : "Александрия" -— описание завоеваний Александ-ра Македонского, "Повесть об индийском царстве", "Троянская война", "Слово о премудром Акира", "Стефанит и Ихнилат" — "звериный" эпос и др. Все эти темы свидетельствуют о живой заинтересованности таинственными странами Востока. Вся пе-рекладна литература находила место в разнородных сборниках под названиями "Пчола", "Золотой цеп" и др.

В конце XII ст. было написано "Слово о полку Игоревим" — жемчужину древнерусской художественной литературы. Этот эпос преисполнен художественными описаниями природы, самого похода, отваги и мужества князей, фольклорными обидами, все картины преисполнены чару высокой поэзии.

"Слово" как тема мало чрезвычайное влияние на украинскую и другие славянские литературы, породило много последователей и переводчиков, на украинский язык отдельные части "Слова" переводили Т. Шевченко, М. Шашкевич, И. Франко, Панас Мирный и др. Контакты с византийской культурой обусловили возникновение монументальной каменной архитектуры. Долгое время считалось, что первым каменным сооружением была Десятинная церковь (989-996 гг. ). Первые каменные здания на Руси появились под руководством византийских мастеров. Да, Десятинная церковь принадлежала к крестово-купольным византийского типа храмов. По завершению строительства церковь украшали иконами, драгоценной посудой, крестами, которые Владимир вывез из Херсонеса и унаследовал как приданое за принцессой Анною. Пол был изложен майоликовыми плитами и мозаикой, стены расписаны фресками и украшены мозаичными панно. В прикрасу Десятинной церкви положен много мрамора, что дало основания современникам называть ее "Мраморяною". Новый этап развития монументальной архитектуры на Руси представляют здания "города Ярослава" в Киеве. На эти сутки древнерусское зодчество приобретает четкие национальные черты. Это удостоверяет такой шедевр архитектуры, как Софиевский собор (в 1037 г. ). В архитектурно-художественном ансамбле Софий особенную роль играло внутреннее снаряжение. Разнообразие мозаик, фресок, столбы, арки, откоси оконных пройм — все это поражало пышностью. По примеру Софий Киевской возводились одинименные соборы (1045-1050 гг. ) в Полоцке и Новгороде. В Чернигове за велением брата Ярос-лава Мудрого Мстислава был построен Спасский собор, который имел сходство с Десятинной церковью.





Вернуться назад