Особенности развития культуры в эпоху Средневековья

Главная - Культура - Особенности развития культуры в эпоху Средневековья

План

1. Понятие средневековья.

2. Школа раннего средневековья.

3. Первопечатник Иван Федоров.

1. Понятие средневековья

Вступление

Понятие "средневековье" появилось у итальянских историков гуманистов ХV - XVI ст., утвердилось в науке из ХVIII ст.

Марксистская историческая наука рассматривает Средневековье как эпоху феодализма, пределом между Древним временем и Средневековьем считает падение Римской империи, между Средневековьем и новой историей - Английскую буржуазную революцию 17 века.

2. Школа раннего средневековья

При слове "школа" вы представляете себе просторный светлый класс, ряды парт, учебники, тетради, карты. Такой вы привыкли видеть нашу современную школу, но совсем иной была школа 10-12 веков тома, в эпоху раннего средневековья.

. . . Комната с низким сводистым потолком скупо освещена сквозь узкие окна у решетчатых перелетом рам. За одним длинным столом сидят мальчики разного возраста. Это - деть феодалов, богатых горожан и состоятельных крестьян. За учебу надо было платить, и простой народ не имел доступа к школе.

Учитель - священник. Ведь в то время школы устраивали при монастырях и церквях, потому что грамотные люди были только среди духовенства (позже школы возникли и при дворах больших феодалов). На столе перед учителем - единственная рукописная книга и пучок розог. Учитель вслух читает молитвы латинским языком, а ученики следом за ним повторяют непонятные слова, механически зазубривая их наизусть. С молитв начиналась учеба в средневековой школе.

Потом учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молитвы по книге. С единственной книгой учитель медленно переходил от ученика к ученику. Порою он оставлял книгу и брал в руки розгу, чтобы заставить сидеть смирно ничем не занятого в этот момент ученика. Читая, мальчики заучивали самые употребляемые слова и высказывания, не вникая в их содержание, и основные правила латинского спряжения и диевидминювання.

Не все, кто научился читать латинские тексты, далекие от разговорного языка, могли понимать прочитанное.

Учеба письма длилась около трех лет. Ученики управлялись сначала на покрытой воском дощечке, а потом учились писать гусиным пэром на пергаменте (специально обработанной коже). Это было настоящее искусство, близкое к рисованию, и не каждому оно удавалось. Франкский император Карл Великий (768-814) до конца жизни так и не научился писать. Теодорих Остготський, не умея писать, пользовался для подписи дощечкой, на которой было вырезано его имя.

Кроме чтения и письма, учили изображать числа с помощью пальцев, учили таблицы умножения и церковного пения. Такие начальные школы готовили в основном парафиальных священников.

Существовали и большие школы, но их было немного. Здесь готовили высшее духовенство и государственных служащих. В этих школах изучали так называемые "семь свободных искусств": грамматику, риторику (искусство говорить), диалектику (искусство спора), арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Однако и эти дисциплины церковь пыталась приспособить для своих потребностей, вложить в них религиозное содержание.

Самой тяжелой наукой была грамматика. Недаром на рисунках того времени ее изображали в виде царицы с ножом для подчистки ошибок в правой руке и с бичом в левой. Грамматику изучали на текстах греческих и римских авторов. Книги стоили очень дорого, их переписывали от руки, и вся школа имела один учебник. Из этого учебника учитель читал какой-либо отрывок, заставляя учеников повторять его, записать на покрытой воском дощечке и выучить до следующего раза. После этого дощечку вытирали, и в дальнейшем ученик должен был надеяться только на свою память.