Художественные особенности эстрадного мистецтвa

Главная - Культура - Художественные особенности эстрадного мистецтвa

Двадцатый век называют веком эстрады, девятнадцатое - веком литературы, а эпоху Возрождения - золотым веком изобразительного искусства. Эти определения говорят не столько о популярности того или другого вида творчества, сколько о его возможности точно отобразить мировосприятие эпохи, ее духовные ценности, надежды и иллюзии. Казалось бы, эстрада - самый молодой из видов искусства, но новое, как известно не появляется на пустом месте. И своим корнем все новое идет далеко в прошлые века. Еще во времена Римской империи (ИИст. к н. е. - Vст. н. е. ) существовало разделение музыки на серьезную классическую и так называемую бытовую - народную музыку корибантив - фригийських жрецив, которые сопровождали свои религиозные службы пением и танцами. Именно эту музыку и можно считать прообразом сегодняшней эстрады. И уже тогда элитарные музыковеды называли ее легкомысленной и развращенной. Но именно она и была живой музыкой в свое время. Она жила рядом с простым народом, для которого одинаково недосягнулись как язык аристократии - латынь ( "чернь" разговаривала на смешанной итальянско-французской), так и элитарная классическая музыка. Исторические истоки эстрадного искусства мы более детально розглянем в следующих лекциях.

Что же такое современная эстрада? В точном переводе из латыни - эстрада - это помост, пол. Мы называем эстрадой открытую концертную площадку, какая припиднята над землей, или над рядами зрительских кресел. Сцена, в отличие от эстрады являет собой закрытую из трех сторон концертную площадку. Следовательно, эстрада - это, прежде всего, открытость. Открытость всего - актерского искусства, принципов внешнего оформления, способов общения с публикой.

Эстрада - это многожанровый вид искусства, которое сочетает в себе элементы театрального, музыкального, циркового зрелищ.

Как и каждый вид искусства (театр, живопись, литература), эстрадное искусство имеет свои особенные признаки. Важнейшей из них является импровизацийнисть - умение с честью выйти из дорогой ситуации, моментально отреагировать на определенные события. Второй особенностью эстрады является лаконизм. Это понятие распространяется буквально на все стороны эстрадного искусства - авторское произведение, актерские средства его воплощения, компоненты внешнего оформления, условия демонстрации. Лаконизм позволяет эстраде оперативно отозваться на любое социально важное событие. Следовательно, социальная мобильность является третьим признаком эстрадного искусства. Еще одной чертой, присущей эстраде, - есть праздничность, "легкость" и жанровая раскованность.

Эстрада - синтетическое искусство. Эстрадное представление (концерт) состоит из отдельных номеров (произведений) разных жанров (песня, танец, сатирический памфлет, пантомима, иллюзия и тому подобное). В создании эстрадных номеров принимает участие много людей. Это поэты, композиторы, аранжировщики, звуко- и свитлорежисери и операторы, костюмеры и техники, и, конечно же, артисты-исполнители. Они безпосердньо общаются с зрителем. От их таланта и мастерства больше всего зависит успех труда всех участников этого сложного процесса.

Конечно, самым распространенным жанром эстрады является песня и инструменальна музыка. Роль музыки в культуре XXст. наиболее ярко оказалась после Второй мировой войны (1939-1945рр. ) Никогда раньше потребность людей в ней не была такой острой. Музыкальные стили, жанры и направления входили в жизнь всех без исключения поколений, национальностей и прослоек общества. Местом проведения концертов и музыкальных представлений стали не только жесткие рамки оперных театров или концертных залов, но и стадионы, городские площади, монументальные достопримечательности архитектуры, в которых можно собрать десятки тысяч зрителей. А благодаря современной технике аудио- и видеозаписи общения с музыкой стало возможным в дорогих условиях.

Музыканты второй половины XX ст. почувствовали тесную связь со слушателем. Они стремились к единению с аудиторией, нередко провоцировали ее на непосредственную реакцию и ставили слушателя в условия живого диалога с музыкой. Именно теперь музыканты смогли реализовать свойство своего искусства сочетать людей, умело создавая у огромной аудитории мощные эмоциональные порывы - как позитивные, так и негативные.

Современная классическая музыка, джаз и рок - три главных ветки музыкальной культуры второй половины XX ст. Важной сферой музыкальной жизни этого периода стала и поп-музыка - сложный комплекс популярных музыкальных направлений и индустрии развлечений. У классики, джаза и года есть общий корень - традиции фольклора. Народная музыка неизменно поддерживала творческие поиски профессиональных музыкантов, хотя сами они не всегда это осознавали. Коипозитори XIX в. работали в основном с городским фольклором, что достаточно часто уже прошел профессиональную обработку. XXcт. открыло сельскую народную музыку, ее драматизм и необычную остроту звучания, что одновременно и пугала, и заворжувала. Система мышления, выявленная в старинном фольклоре, была созвучной трагическому духовному опыту современного человека. Поиски в этом направлении повлияли на возникновение в 50-х годах роковой музыки - явления, что в короткий терме перевернуло музыкальный мир. Дать определение роковой культуре очень тяжело. Это особенный образ жизни в музыке, в которой объединились композиторское творчество и импровизация, музыка и сценическое действо, живое звучание голоса или инструмента и сложные эффекты электронной техники. Возникши под воздействием фольклора, эта культура никогда не связывала себя с конкретными национальными традициями: язык года интернационален и направлен на объединение людей разного происхождения и мировоззрения. Ведущая роль в роковой музыке принадлежит психологическому и эмоциональному влиянию, которое выходит порою от одного слова или звука. Огромное значение имеет влияние звуковой мощности музыки на психическое состояние слушателя : во время выступлений, как правило, используется мощная и сложная звукопидсилювальна аппаратура. Творчество роковых музыкантов невозможно без коллектива. Его участники не только выполняют, но нередко и творят музыку вместе. Тем не менее на сцене каждый из них находит индивидуальные формы самовыражения, вступая в свой личный диалог со слушателем. В зависимости от направления роковой музыки и цели, которую ставят перед собой исполнители, композиция может побуждать к глубоким размышлениям, или, наоборот окунуть слушателя в состояние глубокой апатии, или вызывать вспышку агрессии. В роковой музыке, как в зеркале воссоздались потрясения, через которые прошли послевоенные поколения молодые, - стихийные социальные выступления и "сексуальная революция", движения хиппи и панкив, трагедия наркомании - и духовные поиски.