Социально-экономические превращения

Главная - Культура - Социально-экономические превращения

Социально-экономические превращения времени Просветительства повлияли на духовный мир людей, изменили их духовные запросы и идеалы. Большое значение имело воплощение новых общественных идей в литературе.

Вместе с философами-просветителями прогрессивные писатели призывали к развитию общества, основанного на частной идее равенства людей в правах, стояли выше социальнослоистой ограниченности и нередко выражали идеалы, популярные среди широких народных масс.

Просветители подчиняли свое художественное творчество заданию перестройки общества, их втори носили глубокий философский характер. В ряде случаев - это своеобразные беллетристические философские трактаты. Отсюда и некоторая рациональность художественного творчества просветителей. Борясь за перестройку общества, утверждая принцип активного влияния художника по общественному мнению, они создали новые жанры философско-политического романа, морально-политической драмы и гротескно-комедийные памфлету. При этом широко использовали литературную формы старых мастеров : памфлеты Лукияна, философскую поэму Лукреция, сатирическую литературу ренессанса, произведения Еразма Роттердамського, Франсуа Рабле, Томаса Мора, которых считали своими идейными предшественниками. Отстаивая демократические направления искусства, просветители ввели в литературу нового героя - простолюдина. В качестве позитивного образа художники воспели и прославили его труд, его мораль, сочувственно и проницательно показали его страдание. Разоблачая произвол господствующих состояний, они смело вводили в литературу критический элемент. Они дали миру произведения высокого политического и художественного значения.

В своем творчестве просветители-литераторы использовали три основных типа художественного мышления : классический, романтичный и реалистичный.

Классицизм ХVИИИ ст., невзирая на бесспорное свое сходство с классицизмом ХVИИ ст., все же не был прямым потомком последнего, а являл собой принципиально новое историко-художественное явление. Если классицизм ХVИИ ст. формировался в условиях консолидации наций, когда абсолютная монархия играла в значительной степени позитивную роль в общественной жизни, и не поднимался к отрицанию имеющихся общественных отношений, то классицизм ХVИИИ ст. отмечался антифеодальной направленностью, поскольку он развивался в условиях, когда буржуазии готовилась к решающему штурму феодальных бастионов.

Сентиментализм (от фр. sentiment - чувство) был своеобразной реакцией на чрезмерный рационализм классицизма с его пренебрежением чувства простого человека. Идеалам просветительского классицизма, который вырос на почве "самоудовлетворенного" ума, сентиментализм противопоставил идеал "естественного человека", составленный из элементов утопии. Однако именно этот мотив-идеал защитил культуру Просветительства от всевластия логического холодного ума, стал залогом развития ее будущего.

Понимание человека как таковой, что живет по законам природы, стало отправным моментом рационализма в его умеренно критическом варианте. Определяется новая культурная ценность - художественная правда, которая открыла путь реалистичном искусстве.

Наибольшего своего развития просветительский реализм (от лат. realis - вещественный, действительный) достиг в Англии, которая в середине ХVИИ ст. стала на путь капитализма. Именно в Англии появляется принципиально отличающаяся от традиционной придворно-аристократической аудитории аудитория массовая, с новыми требованиями и эстетическими вкусами. Складывается она преимущественно из представителей так называемого третьего состояния, которые жаждали видеть в художественных произведениях реалии жизни. Это обусловило тот факт, что именно в Англии просветительский реализм стал ведущим направлением художественного творчества.

Главным жанром в литературе ХVИИИ ст. становится социально-бытовой роман.

Одним из наиболее известных английских писателей Просветительства был Д. Дефо (1660-1731), автор памфлетов, в которых осуждались преследования передовых людей, высмеивались кривотолки и напыщенность английской аристократии. Невиданную славу принес ему роман "Робинзон Крузо". Непереходная ценность этого произведения заключается в прославлении смелого поиска и открытия новых земель, восхвалении мужества, настойчивости, человеческого труда и изобретательности, отчаянной борьбы с опасностью.

Немало передовых, близких народу идей, выразил в своих произведениях большой английский писатель-сатирик Дж. Свифт (1667-1745). В широко известном романе "Странствия Гуливера" под видом сказочных путешествий своего героя он высмеял изъяны современного ему общества : кичливость, жадность, подозрительность, своеволие, несправедливость, интриги. Дж. Свифт выразил свое мнение о ничтожестве тогдашней жизни, аллегорически перенес воплощение человеческого благородства на коней. Его роман - глубокое и сложное философско-сатирическое произведение. Рассматривая историю английской литературы ХVИИИ ст., нельзя не вспомнить шотландского поэта Р. Бернса (1749-1796). В своих поэзиях он изображал обиды крестьян ("Был бедный фермер отец мой"), выступал против социального и национального притеснения ("Веселые попрошайки"). Революционными настроениями проникнуты его произведения периода Французской буржуазной революции в 1789 г. - "Дерево свободы", "Честная бедность".