Художественная культура периода Реформации


В художественной культуре периода Реформации сформировались два стиля — барокко и классицизма.

Эпоха барокко (от итал. barocco — странный, причудливый) наступила после глубокого духовного кризиса, вызванного Реформацией. Этому стилю свойственный своеобразный взгляд на человека и мир как на огромный театр, где каждый исполняет свою роль. Богатый порт Амстердама в 1638 г. открыл городской театр, над входом которого можно было прочитать : "Наш мир — сцена, в каждого здесь своя роль и каждому воздастся по заслуге". Придя на смену культуре Возрождения, барокко открыло пространство для новых возможностей в развитии искусства, которое особенно оказалось в создании грандиозных городских и парковых ансамблей. Его стилистика отмечается большим драматизмом, часто трагизмом мировосприятия, сложной уравновешенностью динамических композиций, повышенной экспрессивностью, стремлением соединить реальность и иллюзии. Ди-намизм скульптуры барокко, в отличие от ренесансовой скульптуры спокойствия, вызывает не оптимистичное ощущение могущества, величия возможностей человека, а скорее, увлечение легкостью, утонченностью, какой-то нереальной, неземной привлекательностью. Если у художников классической Греции и Возрождения боги изображались очеловеченными, то у итальянского скульптора Д. Л. Бернини (1598-1680) они остаются богами. В его скульптурной группе "Аполлон и Дафна" чувствуется иллюзия полета, но какого-то необычного, почти нереального, несколько фантастического.

Архитектура барокко хранит некоторые достижения эпохи Возрождения, однако в ренесансових формах выражено другое содержание, другое мироощущение. Это особенно заметно в контрастах между элементами тяжелых объемных конструкций, которые

символизировали земное, и элементами легких утонченных конструкций — воплощения величественного. Мастера этого стиля разрабатывали новый тип городского дворца, одновременно решая задание создания больших ансамблей. Особенно поражают сооружения комплекса собора и площади св. Петра в Риме, авторство которых также принадлежит Д. Л. Бернини. Выдающимися представителями барокко в живописи были итальянец М. Караваджо и голландец П. Рубенс. М. Караваджо (1537-1610) разработал прием так называемого ночного освещения, благодаря которому добился эффектных контрастов света и тени. Творчеству П. Рубенса (1577-1640) свойственный высокий гуманистический пафос (назовем хотя бы картины "Поднятия креста", "Вак-ханалия"). В целом, стиль барокко был неоднородным, в нем прослидковуються разные направления: "высокое" барокко (аристократическое, дворянское и церковное), "среднее" и "низкое" (мещанское и крестьянское).

Еще более сложный и неоднозначный по своей природе классицизм (от лат. classicus — образцовый), который пережил глубокие изменения и наполнился новым содержанием во второй половине XVIII ст. Как целостная система этот стиль начал функционировать во Франции в XVII ст., в эпоху поднесения абсолютизма; теоретические принципы его изложил Н. Буало (1636-1711) в дидактичной поэме "Искусство поэтическое". Основываясь на принципах философского, рационализму, классицизм воспитывал идеальное представление об умной и справедливой власти образованного монарха, потому в художественных произведениях преобладали общественные, героические и патриотические мотивы. В духе античного эстетического идеала утверждалось четкое разделение жанров искусства на "высокие" и "низкие". К первым, где отображалась жизнь мифологических персонажей, королей, полководцев, принадлежали трагедия, ода, героическая поэма; к вторым, в качестве героев которых выступали крестьяне, мещане, — комедия, басня, сатира, идиллия. В драматургии не допускалось смешивания трагического и комичного, величественного и простого, сурово придерживался закон "трьохедностей" -дий, времени, места. Выдающимися достижениями классицизм благодарит творчеству драматургив Ж. Расина и Ж. Б. -Мольера. Ж. Расин (1639-1699) в пьесах "Британик", "Митридат" показал конфликт между человеческим достоинством, высокой моральной обязанностью и деспотичной властью, эгоистичными страстями. Через творчество Ж. -Б. Мольера (1622-1673), который утвердил жанр "высокой комедии", классицизм обратился к проблемам народной жизни.

Следовательно, барокко и классицизм можно рассматривать как культурно-мировоззренческие явления переходного периода — от Реформации к Просветительству. Духовная суть барокко выразила кризис сознания социальных верхов, что проявилось в контрастах "высокого" и "низкого", "духовного" и "материального", "спокойствию" и "экстазу". Классицизм в допросвитницький период по большей части выражал эстетические идеи, художественные вкусы и даже политические позиции той части феодальной аристократии, которая видела спасение системы в укреплении абсолютной монархии, в тотальном контроле над духовной жизнью народа, использовании мировоззренческих ориентиров рационализма с целью предоставления старым идеям привлекательного звучания. Вместе с тем, в классицизме этого периода нельзя увидеть критику феодального образа жизни, попыток обращения к социальным низам как представителей ума и здравого смысла.

Оценки культуры Средневековья как своеобразного этапа в развитии человечества традиционно противоречивые. Обращение к источникам не слишком давнего прошлого в большой степени стало толчком до формирования и развития европейского романтизма.

У ведущих теоретиков романтизма братьев Шлегерив готика превратилась уже в символ христианства - как воплощение бесконечности, как именно прекрасное. Гейне критикует взгляды Шлегерив, однако и сам отмечает величие и силу средневековья, которое, мол, даже камнем сумело завладеть так, что он растет в призрачном вдохновении, вот и этот самый твердый материал становится выразителем христианского спиритуализма".





Вернуться назад