КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ


ПЛАН:

1. Культура как предмет философского анализа. Понятие цивилизации.

2. Закономерности функционирования культуры и цивилизации.

1. Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что значит культивировать, или обрабатывать почву. В средние века это слово стало означать прогрессивный метод обрабатывания зерновых, таким способом возник срок agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX ст. его стали употреблять и относительно людей, следовательно, если человек отличался отборностью манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот срок применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашем сегодняшним жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждение, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочивания опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верование и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью воспитания. Культура создается, культуре учатся. Поскольку она добывается не биологическим путем, каждое поколение воссоздает ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирования личности ребенка и регулирования его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем же она в значительной степени регулирует их поведение.

Культура ( цемент дома общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другой в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. Как видно, члены одной культурной группы в большей мере испытают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отбиты в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует смыканию членов социальной группы. Общий язык сочетает людей. С другой стороны - общий язык исключает тех, кто не говорит языком или языку говорит на нем несколько иначе.

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов:

1. Понятие (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря ним становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по разному.

В языке жителей Тробриандських островов одно слово помечает шестерых разных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствующие слова, которые помечают четырех последних родственников.

Это расхождение между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандських островов необходимое слово, которое охватывает всех родственников, к которым принято относиться особенным уважением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных уз, потому у англичан нет необходимости в словах, которые помечают таких дальних родственников.

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире с помощью отбора организации своего опыта.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или другие части миру с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению ( например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу - испортить ребенка»). В нашем языке имеются слова, которые помечают землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но к Коперника люди верили, что дело отстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.





Вернуться назад