Общая характеристика культуры ХиV-першой половины ХVIII ст

Главная - Культура - Общая характеристика культуры ХиV-першой половины ХVIII ст

Социально-экономические и политические процессы которые происходили в Европе в ХУИИИ ст. отличались противоречивым характером, которое повлияло на духовную жизнь народов. С одного стороны усиливался кризис феодального порядка, с другого - постепенно формировались и утверждались классические формы капитализма. В этот период происходил дальнейший рост и укрепления национальных государств Европы, бурно развивалась промышленность, возникали и разворачивались напряженные социальные конфликты. На протяжении столетия в странах Европы постепенно формировалось гражданское общество. Радикальные социальные сдвиги порождают могущественные духовные поиски, которые были революционными за своей внутренней сущностью, антифеодальными за социальной направленностью и антиабсолютистскими за политической программой. Эти духовные поиски кристаллизуются в новую идеологию - Просветительство, на основе которой формируется широкое общественное движение. Важно осознать, что эта идеология связана с тенденцией предыдущего столетия. Если в ХУИИ столетии происходило становление рационализма, то в ХУИИИ столетии рационалистические парадигмы получили свой более конкретный социальный адрес: они стали опорой третьего состояния в его борьбе с феодальным абсолютным порядком. Просветительская идеология содержит стремление третьего состояния бороться с феодализмом во всех сферах общественной жизни. Она многими чертами связана с эпохой Возрождения, от которой взяла идею о раскрепощении лица и его свободного развития.

Но эта задача была поставлено в других осложненных исторических обстоятельствах. Развитие буржуазного общества показало, что высвобождение лица часто приводит к господству корыстных человеческих интересов. Они считали, что для снятия этого противоречия необходимо просветить человека, а просвещенный человек, достигши гармонии чувства и ума, главной жизненной целью будет считать служение общественной обязанности. Просветители признавали эгоистичность природы буржуа, но надеялись, что освещенный пониманиям “умного эгоизма”, он будет развивать в себе качества, которые будут приближать его к другим людям.

Ведущей идеей Просвещения выступает ум, который овладевает природу, ведь она “построенная умно” и может быть познана рациональным путем. Особого веса в этот период приобретает понятие гармонии, которое рассматривается (вместе с умом) как основа Вселенной. При этом просветителе фактически отождествляют естественное и умственное, считая ум высшим проявлением естественности. Вместе с тем отрицались другие “орудие” познание мира, в частности религиозный опыт, традиционная мудрость и т.п..

Религиозному сознанию противопоставлялась идея прогресса, который приносит наука, критический ум. Все в ХУИИИ ст. подлежит проверке умом, и если не выдерживает такого экзамена, то объявляется пережитком. Основанием для такого убеждения были успехи естественных наук. Европейская наука ХУИИИ ст. своими успехами завдячуе прежде всего Л. Ейлеру, чьи достижения нередко сравнивают с достижениями Ньютона. Ведь весь аппарат классической механики вместе с формированием Ньютонових законов движения человечество изучает, пользуясь ейлеривською интерпретацией. Ученым написано более как 800 работ из математики, механики, физики, астрономии и техники. Монополия механико-математического знания была разрушена прогрессом таких дисциплин как география, химия, биология.

Успехи естественных наук оказывали содействие распространению мысли, которая научно-эмпирическими методами можно изучать не только природу, но и общество и человека. Сложилось представление, что все проявления человеческой деятельности - экономические и политические, духовные и моральные, эстетичные и религиозные, - подлежат действию универсального закона природы, итак, является составной частью естественного порядка. Не отбрасывая окончательно идею Бог, значительная часть просветителей переосмысливала ее в контексте деизма с его ведущим тезисом “Закон природы

Характерной особенностью Просвещения было стремление к перестройке всех социальных отношений на началах ума, “вечной справедливости”, равенства и других принципов, которые по мнению просветителей вытекают из самой природы, из неотъемлемых “естественных прав” человека. Движущей силой исторического развития и условием торжества ума просветители считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение морального состояния общества.

Проблема воспитания становится сердцевиной философских и социально-политических взглядов просветителей. Они призывают к создании в обществе условий, благоприятных для формирования целостной, не растерзанной разногласиями существа.

Сложность общественной жизни ХУИИИ ст. проявляется в особенностях образности художественного мышления, которое нашло отображение в необыкновенном многообразии, богатстве стилей и жанров. Сохраняются бароко и классицизм, возникают рококо, романтизм и сентиментализм. Эти стили нередко взаемоперетинаються. В этот период в культуре стран Европы бароко уже не сыграет такой роли, как в предыдущие года. Воцарилось рококо, искусство гедонизма. Художники и поэты рококо прославляли жизни как погоню за быстротечным наслаждением, как галантную игру “любовь и случая” как праздник Вакха и Венеры. Ведь рококо имело преимущественно светский характер. Оно более камерное и интимное, искреннее, связанное с бытом человека. Наибольшего своего развития оно приобрело в области прикладное искусство. В архитектуре оно почти не используется в конструкции сооружений, но широко применяется в планировании и оформлении интерьеров. Рококо входит в интерьер, чтобы превратить его величавость на приятный комфорт, который ощущается во всем: мебели, посуде, декоративных тканях, которые разукрашивают жилье, бронзе, фарфору. Асимметрия становится главной характеристикой формы. Она создает ощущение беспокойства, которое напрягает и смущает.