Понятие элитарной и массовой культуры


Английский термин "popular" имеет несколько значений - "общедоступный", "популярный", "тот, который имеет спрос", чем, собственно, и характеризуется феномен современной массовой культуры. Следовательно, популярная культура - это видоизменена, под воздействием нового мировоззрения и электоральных средств общения, массовая культура суток Постмодерную, что обогащена обновленным ценностным содержанием, где центральное место занимают ценности эстетики повседневности, которая совсем игнорировалась раньше.

Использование понятия "популярная культура" дает возможность сформулировать вывод, что массовая культура условиях Постмодерную эволюционировала, потеряв свою "массу". Она стала не только общедоступной всем без любого исключения, но и более индивидуализированной, постепенно изменяя собственную интерпретацию от "негативно-масовидной" к "популярной", что повлекло ее понимание как культуры, которая характеризует определен ценностный и эстетический образ повседневной жизни, особенно в сфере быта, коммуникаций, развлечений, досуга.

Углубление культурного кризиса привело к появлению но­вих форм авангардизма в последней трети XX в., которые даже собственными адептами толкуются как антиискусство. Условий­но их можно объединить в понятие "концептуальное мистец­тво" (от англ. соncept — понятие, идея, общее уявлен­ня. ) Концептуальное искусство рассматривается как средство где­монстраций понятий, которые применяются в разных отраслях знания, : философии, социология, антропологии и тому подобное, наприк­строй, "движение", "понятие", "пустая форма", "условность", "художник". Для иллюстрации понятий применяются разнообразные материалы: литературные тексты, графика, человеческое тело, видео-записи, естественные объекты, промышленные изделия. В зависимости от использования того или другого материала в концептуально­му искусстве можно выделить такие течения, как боди-арт, ленд-арт, перформенс-арт, видео-арт и тому подобное. Рядом с этим для XX ст. характерное появление "массовой куль­ладьи". Возникновению ее способствовало развитие средств массовой ко­муникаций — газет, популярных журналов, радио, грамзаписей, кинематографа. Все это, с одной стороны, демократизовало культуру, открывало к ней доступ массовой аудиторы, из другого — обусловило проникновение в культуру коммерческих интересов, культура стала предметом бизнеса.

Развитие "массовой культуры" в Европе и США шло различными путями. В Европе "массовая культура" (народные развлечения, искусство жонглеров, мимов, гистрионив) всегда о­тистояла культуре официальной, контролируемой государством и церковью. В США "массовая культура" сначала пропагандировала стереотипы и идее официальной культуры, основным регулято­ром которой стала реклама. "Массовая культура" стала такой неотъемлемой частью культуры американского общества, его культурного сознания, что ее изучение преобладает в си­стеме американского высшего образования. 56 % курсов США при­свяченые изучению "популярных" видов культуры (курсы из телевидения, кино, рекламы, журналистики). В Англии к си­стем университетского образования включается специальные курсы, которые содержат материалы из культуры кино, музыки, научной фантастики и даже футбола.

Использование таких жанров, как детективный роман, вестерн, мюзикл, фильмы ужасов, дает возможность "массовой куль­ладье" создавать мир мифологических героев (супермен, Кинг-Конг, вампир, Спайдермен — человек-паук, Бетмен — летучая человек-мышь и др. ), новые измерения действительности, якобы доступные всем. Однако стремление к массовому охватыванию (термин "массовая культура" содержит в себе указание на массовость данного явления), основывается не на смысловой, а на формальной количественному признаку. Массовость есть не народность, а количественный способ производства и потребления.

Опираясь на собственные эстетические принципы, свою систему эстетических идей и механизмов, "массовая культура" воКитч (кич) - из немецкой - "небрежно сделанная работа". В действительности массовая культура последних поколений, обычно, делается не без определенной жанровой ловкости. А иногда (например, часть голливудской кинопродукции) даже не без виртуозности. А однако не случайно эту культуру некоторые итальянские исследователи назвали "полукультурой". Идет речь, действительно, не так о ловкости тех или тех ее режиссеров, беллетристов и др., как о фундаментальном ее дефекте. Аж гиперболичный ее гандж. Массовая культура, ориентируясь на массового ее зрителя, слушателя, читателя, ставя целью его развлечение, заполняя его досуг, принципиально уклоняется от объяснения и прояснения близлежащего мира. Оставляя то объяснение "серьезной" культуре. Среди прочего, ее элитарному искусству. Какое, начиная где-то с конца теперь уже позапрошлого века, вошло в такой эстетический герметизм, в такую принципиальную изоляцию от так называемого обычного читателя или там зрителя, что последним следовательно уже невозможно войти в те художественные шифры.

По существу, это трагедия теперь уже всепланетарного характера и значения. Ежедневно, ежечасно, ежеминутно из печатных, электронных или там других конвейеров массовой культуры всходит но и ли ее продукция. То действительно не всегда "китч". Но то всегда - дезертирство от аутентичного объяснения мира этого. Его прошлого. Его современности. И хотя бы гипотетического будущего. . .





Вернуться назад