Культура Рима эпохи Республики

Главная - Культура - Культура Рима эпохи Республики

Годом 500 к н. е. Рим начинает экспансию в Италии. В 474 году до нашей эры этрусков, от которых римская культура взяла так много, было вытеснено римскими войсками из Кампании. 444 год к нашей эре стал годом ввода военного трибунату с консульской властью. А в 377 году до нашей эры вокруг Рифма была построенная стена для защиты от врагов, которые напомнили о себе увлечением и сжиганием города.

Говоря о дальнейшем развитии римской культуры, нельзя не вспомнить о прокладке знаменитой Аппиевой дороги, что началось в 312 году до нашей эры, акведук Аппия Клавдия и тому подобное. Но остановимся на более "светских" вещах, что и будет выделять культуру Рима эпохи республики от культуры предыдущих этапов развития.

Превращение Рима на большое средиземноморское государство оказало влияние на идеологическую жизнь римского общества. В высших кругах римского общества приобретает широкое потребление греческий язык. Вместе с языком в Риме появляется греческая образованность; знание греческой литературы становится признаком хорошего тона, создаются риторические школы, управляемые греками. Все большее влияние оказывают на быт и образ жизни римской знати эллинистические обычаи. Однако широкие круги римского общества враждебно относились к иностранным нововведениям и обычаям и оказывали им стойкое сопротивление.

Влияние греческой культуры способствовало распространению образованности в верхних слоях общества и общему культурному росту. Вокруг одного из наибольших политических деятелей того времени - Сципиона Емилиана создается кружок, в состав которого входят философы и писатели. Среди них самое заметное место принадлежит знаменитому греческому историку Полибию и греческому философу Панетию. Оба они проповедовали учение стоиков, пристосовуючи его к потребностям и запросам римского общества.

В 1-ом веке к нашей эре наблюдается еще более широкое распространение эллинистических влияний, причем в философии и искусстве они становятся доминирующими. Одновременно с этим в римском обществе идет процесс их творческой переработки. Именно в этот период возникает латинская лирическая поэзия, достигает наивысшего расцвета ораторское искусство, появляются прозаичные произведения, написанные классическим латинским языком.

Для популяризации разных течений эллинистической философии особенно много сделал Цицерон, который изложил в ряде произведений достаточно понятно основы разных философских систем и разработал латинскую философскую терминологию.

Лукреций, один из самых известных философов давности, в своей поэме "О природе вещей" распространял и пропагандировал материалистическое учение Епикура, пытаясь лишить людей суеверного страха перед богами и потусторонней жизнью. Отрицая всякое вмешательство богов в жизнь людей, Лукреций давал научное объяснение происхождения и развития вселенной и человечества. Он утверждал, что все состоит из неделимых "начал", то есть атомов, которые не создаются и не исчезают, а по определенному закону соединяются и формируют все живое. Поэтому вселенная вечная и бесконечная.

Лукреций считал, что после создания земли из влаги и теплоты появились растения, потом животные и, наконец, человек. Благодаря опыту и наблюдениям человек научился получать огонь, строить дома, обрабатывать землю. Люди начали объединяться в семье, а семьи начали формировать общество. Это дало возможность развиться языку, наукам, ремеслам, идеям права и справедливости. Но появились цари, наиболее сильные начали захватывать и делить землю, что привело к появлению войн и преступности.

У греков римляне позаимствовали и научные достижения. Да, Цельс обобщил достижение эллинистического врачебного искусства. Астроном Сосиген из Египта выполнил вычисление для проведенной Цезарем реформы римского календаря. Но одновременно развивалась и чисто римская наука. Самым заметным ее представителем был Марк Теренций Варрон, который заключил энциклопедию наук и выполнил исследование римской бытовой и религиозной древности, римского театра, латинского языка.

Старое римское право не испытало коренных изменений, а лишь было уточнено и расширено преторами, которые перед вступлением на должность в специальных эдиктах публиковали свою программу решения тех или других юридических казусов. Значительное влияние на римское право имело законодательство провинций, с которыми постоянно контактировали римляне. Это приводило к упрощению ведения процессов и порядка соглашений из покупки-продажи, займа, аренды, и тому подобное. Были расширены права владельцев на имущество, которое не было их собственностью в старом римском смысле, например, права римских граждан на захваченные провинциальные земли. Разрабатывалось понятие юридического лица. Такими юридическими лицами сначала были признаны муниципий, а позже и коллегии. Ораторское искусство и риторика прошли в Риме длинный путь и насчитывали большое количество ярких представителей, из которых наиболее знаменитым был Цицерон. Речи известных адвокатов размножались, их читала широкая публика. Риторику изучали в школах под руководством свободных греков в городах Греции и Малой Азии. Там римские ораторы заимствовали простой и суровый стиль аттика или дерзкий, театральный, острый, критический так называемый азианизм. Азианизм, дань которому отдал и Цицерон, особенно процветал до 50-х годов 1 век к нашей эре, после чего популярнее стал аттицизм, которого придерживался Цезарь. Большое внимание ораторы обращали на позы, жесты, интонации голоса, на оригинальные обороты языка, на меткие остроты, которые могли оскорбить или добить противника. Особенное значение имели политические речи, наиболее яркими образцами которых являются речи Цицерона против Катилини.