Роль литературы в жизни европейского общества времени просветительства


Литература барокко должна была выполнять тройную функцию: учить, поражать и развлекать. Функциональный подход к литературному творчеству привел к расцвету многих "малых жанров" поэзии - эпиграммы, панегирика, гербового стиха и тому подобное, но создавались также огромные поэмы, что по объему превышали эпос Гомера.

Барокко стало периодом, когда начали активно развиваться разнообразные поэтические школы, между которыми при этом существовало достойное удивления подобие в приемах и методах творчества. Как никогда развивается эмблема, а также "фигурная" и "курьезная" поэзия разных сортов, которую можно считать прямым предшественником модернистских поисков выразительных средств поэтики в начале ХХ ст.

В фундаменте бароковой поэтики находилось представление о необходимости выражения в каждом произведении определенного концепта (такого себе концентрату мысли, идеи, настроения и тому подобное), которое является содержанием произведения. То же, в какой способ, в какой форме выражен этот концепт, полностью зависит от воли и мастерства автора, его желания полностью выявить или наоборот, скрыть, зашифровать данный концепт от определенного круга читателей. Сам концепт мог быть как сравнительно простым, так и очень сложным, насыщенным оттенками и нюансами, быть многозначным и килькаривневим, серьезным и несерьезным, но всегда в известной степени игривым. Процесс "раздевания" заложенного в произведение концепта входил в правила игры между писателем и читателем, представлял для "человека барокко" значительную художественно-естетическую ценность, поскольку мыслился способом поиска бытовой или философской истины через отдельное художественное "узнавание". Самыми распространенными приемами концептистив были неожиданное сравнение, сложные ассоциации, столкновение контрастируя понятий, игра слов, афористическая высказывания и др. Основателем концептизму считают испанского поэта Лоно Ледесма (1552-1623), который в 1600 г. будто в духе арабской тайнописи назвал свой сборник стихов словосочетанием, которое одновременно можно перевести и как "Численные постигания", и как "Интеллектуальные загадки", и как "Духовные парадоксы". И "постигание", и "загадки", и "парадоксы" - варианты перевода слова "comceptos".

Бароковий концептизм в Англии привел к расцвету такого кое-что забытого со времен античности жанра, как метафизическая лирика (наибольший представитель школы - Джон Донн). Важным смысловым элементом метафизической поэзии стало художественно-идейное осмысление новой картины мира, представленной гелиоцентрической моделью М. Коперника. "Людей барокко" тревожили социокультурные последствия усвоения этой модели мировосприятия. После дискриминации геоцентрической системы мира Птоломея воцарилась мысль, что человек - это ничтожная игрушка в руках Провидения, малая песчинка в безграничности Вселенной. Добывает распространение античная концепция цикличности времени. В Англии "нулевой" момент возвращения к началу высказывался термином "революция", связанным с идеей движения за орбитами. Но скоро этот срок метафорически был перенесен на социальные катаклизмы тогдашнего мира (впервые - на Неаполитанское восстание 1647-1648 гг. под руководством рыбака Мазаньелло). Поэта середины 17 в. Роберта Хита в связи с этим больше всего интересовала уже не столько астрономическая, сколько социально-политическая сторона дела :

Поскольку сейчас Орбитальнисть в центре мод,

И царства падают у вещей коловорот,

Прелести все Утопии своей

Получить хотят люди Революцией.

Рядом с поэтами-метафизикой в Англии активно работали также так называемые евфуйсти ("благозвучными"). В произведениях найпослидовниших мастеров барокко можно заметить какое-то внутреннее перенасыщение чувствами, многозначную игру света и тени, сочетания изысканности с выставлением перед глаза читателям острых углов нерешаемых проблем, увлечения далекими экзотическими странами рядом с восхвалением преимуществ повседневной будничности и тому подобное.

Итальянец Джамбатиста Марино (1569-1625) стал основателем целого течения в литературе - маринизму. Это изысканная поэзия, преисполненная мудрствований, игры слов, метафор. Главным произведением Марино стала эпическая поэма "Адонис" (1623) о любви богини Венеры к прекрасному юноше Адониса. Марино повествует историю любви богини из кое-что насмешливой грациозностью, украшая язык тонкими эротичными намеками. Однако сквозь галантно-эротичную тематику произведения автор доносит до читателя идею трагической призрачности земной жизни :

Едва-едва на мир родил человек,





Вернуться назад