Понятие элитарной и массовой культуры


Поскольку субъектом культуры является отдельный индивид или социальная группа, различаются разнообразные формы групповой и индивидуальной культуры. Под групповой культурой понимает национальная, местная (культура малого, крупного города или мегаполиса, села, поселка); культура класса, профессиональной группы и т. д. Под воздействием конкретных условий групповая культура изменяется, возникают ее новые формы.

Например, в современном обществе особенное место занимает массовая и элитарная культура. Элитарная культура выступает как поиск и утверждение личностного начала. Она сложна, серьезна, изыскана, имеет новаторский характер. Ее продукция рассчитана на утонченную и интеллектуальную элиту общества, способную понять и оценить мастерство, виртуозность новаторского поиска ее творцов.

Возникновению массовой культуры способствовало развитие средств массовой коммуникации - газет, популярных журналов, радио, грамзаписи, кинематографа, телевидения, магнитной и видеомагнитной записи. Благодаря этим средствам на рынок хлынули многочисленные боевики, «мильные оперы» и бестселлеры. Названные процессы оцениваются неоднозначно. С одной стороны, они привели к демократизации культуры, открыв к ней доступ широкой аудитории.

С другой стороны, коммерциализация средств массовой информации обусловила использование ряда приемов, которые снижают ее творческий потенциал, что опошлюють высокую культуру. Индивидуальная культура - мера социальности человека. Какой человек, такая и ее культура. Она характеризуется в понятиях уровня культуры, ее наличия или отсутствия. Индивидуальная культура может иметь более-менее системный характер, но может быть и «мозаичной», что складывается под воздействием огромного количества случайных разрозненных факторов. Человек - не только творение, но и творец культуры. Она культурна, поскольку осваивает и реализует высшие ценности общества, превращает их в свое внутренне духовное приобретение. О человеке можно судить не тому, какие у нее суждения о культуре, а тому, как она реализует эти представления.

Культура реализована, воплощенная человеческой деятельностью индивидуальное и общественное сознание, идеалы и вкусы, моральные установки и политические устремления, потому важнейшим элементом культуры является культурная деятельность.

Доба Постмодерну ознаменовалась "мультикультурализмом" в отношениях между культурным пространством и общественной жизнью. Вместо линейной, монолитной, ценностно-однородной культуры времени Модерна возникает полиперспективна, нелинейная культура, из ризоматичною безличчю духовно-художественных миров, и эстетический дискурс этой культуры по своим ключевым признакам является гибридным, антииерархическим, разнонаправленным. Художественный Постмодерн нарушает классические нормы художественного творчества, словно играя, смешивает и синтезирует жанры, стили и формы искусства, приводит к эффекту колажности и мозаичности. При этом он свободно цитирует и экспериментирует с шедеврами мирового искусства.

Апофеозом культурологического плюрализма Постмодерную стал отказ от ценностных критериев биполярности, наподобие культуры и антикультуры, "массовой" культуры и "элитарной" культуры. Массовая культура, интегрируясь в постмодерное социокультурное пространство, начала динамически конверсувати, тем же розчинюючись в элитарной культуры, и постепенно стала составной частью Постмодерную.

Эти изменения сильно повлияли по культурологическому и эстетическому мнению, и уже современные западные и отечественные исследователи все больше сходятся в мнении, что "высокий" и "массовый" компоненты культуры на сегодняшний день не являются оппозиционными, а наоборот, они настолько взаимно абсорбировали друг друга, что стали взаимоувязанными и одинаково важными. Следствием плюрализма методологических в подходах к определению массовой культуры стало появление разноплановых концепций, которые отходили от привычного для культурологии и эстетики традиционалистического подхода с позиции "масса/элита", и начали базироваться на параметрах аксиологий. Например, как считает А. Агеев, вообще существует две массовых культуры - "массовая культура" и "массовая антикультура", которые отличаются отношением к художественным запросам и мироощущению рядовых индивидов.

Отход от традиционно негативного восприятия массовой культуры привел и к появлению непосредственно парадигмы аксиологии анализа массовой культуры, которую представляет русский ученый А. Гофман. За его мыслью, массовая и элитарная культура - это феномены, которые пересекаются между собой, это взаимопроницательные элементы культуры, которые чаще всего не могут существовать одно без другого, а различают лишь оценочным отношение к ним современных исследователей [2].

Размытость границ в соотношении масса/элита в конце ХХ столетия обусловило появление концепции так называемой "актуальной культуры", в качестве характерной черты которой выступает внутренне-динамическое сосуществование противоположных качеств. Такую парадигму анализа массовой культуры предложил В. Шапко [4]. Он считает, что массовая культура сегодня - это источник норм и образцов повседневного поведения, средство массовой психотерапии, которая выполняет в обществе сложные функции адаптации людей к социокультурным изменениям. Развитие телевидения повлекло формирование новой психологической структуры эстетического восприятия произведений киноискусства. В конце ХХ столетия оно превратилось в индивидуальный акт, в атрибут частной ежедневной жизни. Появление персональных компьютеров и получение необходимой информации из всемирной INTERNET -павутини еще больше интенсифицировало динамику индивидуализации общества. Усиление процесса индивидуализации стимулировало феномен демасификаций массовой культуры, что и отмечает Л. Просандеева [3]. При таких условиях "массовая" культура не может быть реально массовой. Поэтому более концептуально адекватным является, по моему мнению, понимание М. Маклюеном массовой культуры как популярной.





Вернуться назад