Сумо и боевые искусства в Японии

Главная - Культура - Сумо и боевые искусства в Японии

Сумо - традиционная японская борьба. Существовала уже в эпоху До:фун. В «Кодзики» и «Нихонги» рассказывается о тикара-курабе - «соревнование в силе» - богов Такемiкадзутi -но камi и Такемiнаката -но камi, на основе которого решался вопрос о праве родоначальника императорского рода владеть землей Iдзумо. Приблизительно, тикара-курабе являло собой примитивный вид борьбы, победителем в которой становился тот, кому удавалось свалить противника наземь. В описании правление императора Суйнин рассказывается о том, как Номи-но сукуне ударом ноги убил в поединке Тайма-но Кехая. Этот эпизод по традиции считается началом сумо, а Номи-но сукуне - его родоначальником.

Из VII в. соревнования по сумо стали проводиться при императорском дворе. Согласно «Нихонги», в 642 г. императрица Когоку устроила соревнование по сумо для развлекания посла из корейского государства Пекче при участии воинов палацевой стражи и корейцев. В 682 г. прошел турнир между хаято из Ато и из О:суми. В VIII ст. император Сому (724-749) положил начало традиции проведения в 7-й день 7-го месяца регулярных турниров по сумо, которые были посвящены Танабата, празднику окончания полевых работ и начала осени.

Думают, что сумо издавна входило в программу развлечений крестьян во время Танабата и было тесно связано с земледельческим культом. Поединки устраивались для мыслей о качестве будущего урожая, развлеканию и умилостивляння каме. Такое ритуальное сумо доныне хранится в некоторых районах Японии : во время турнира в храме О:ямадзуми-дзиндзя в городке О:мисима в преф. Ехиме лучший борец играет пантомиму, которая изображает столкновение с духом рисовых колосьев; на турнире в г. Сакурай преф. Нара борцы вскакивают в грязи рисового поля; на турнире в святилище Инари-ся в г. Хигасикане борются саотоме - девушки, что садят рис. Даже давнее название сумо - «сумаи» - связывают с окончанием сбор риса - сумаи.

В 821 г. при императоре Сага (809-823) у «Дайрисики» («Заключение о придворных церемониях») был внесенный параграф о введении турниров сумо : сетие. Соревнования сумо сетие рассматривались как обряд умилостивления камы во имя благополучия страны и дарования богатого урожая, а также как форму мысли о качестве урожая. Кроме того, на них отбирали воинов для охраны казначейства, членов императорского семейства и т. д. При 2-3 месяце до сумо сетие во все провинции для выявления достойных претендентов направлялись посланцы из числа офицеров правой и левой палацевих стоит; они оповещали о турнире, наблюдали за отборными соревнованиями. Чемпионат проходил в течение одного дня на территории дворца и обставлялся достаточно торжественно. Его открывало яркий ход колонны из трехсот борцов. Порядок прохождения колонны определялся многочисленными правилами. За их сдерживанием следил ответственный за проведение турнира, чаще всего принц крови. Ему помогали распорядители из числа аристократов. Примерно за десять дней до турнира проводились предыдущие столкновения, во время которых оценивали силы борцов и выбирали лучших с них приблизительно до 17-го номера, определяя очередность выхода на площадку для борьбы. Во время соревнований борцы выступали в качестве двух команд — от правой и левой стражи. Столкновения проводились на ровной песчаной площадке. Четких правил сначала не было, и борцы кроме бросков использовали также удары руками и ногами, но до конца XII в. наиболее опасные приемы были запрещены, сложился набор бросков, почти идентичный современному. Судили поединки военные чиновники, а за верховного арбитра был сам император. Турниры сумо сетие проводились ежегодно, сначала в середине 2-й декады 7-го месяца, позже в 8-й месяц. Последний такой турнир состоялся в 1174 г.

Из 2-й середины XII ст. наметилось разграничение ритуально-спортивного и боевого сумо Ритуально-спортивный вариант получил распространение среди сельских борцов благодаря деятельности бывших участников сумо сетие, что, возвращаясь в родные села, распространяли там приемы и ритуалы придворного сумо Боевое сумо развивали бусе, для которых занятие борьбой были подготовкой к рукопашным столкновениям и способом развлечься. На его основе формировалось искусство борьбы в сбруе йорои кумиути. Большим почитателем сумо был Минамото Йоритомо. В 1189 г. он организовал турнир по сумо в святилище Цуругаока Хатиман-гу : в Камакура. Позже подобные турниры проходили достаточно часто, потому что его наследники - Ерийе, Санетомо и Ерицуне - тоже очень любили сумо

Сегуни Асикага мало интересовались сумо, но эта борьба быстро набирала популярность среди крестьян и горожан. Все большую популярность добывали выступления борцов на ярмарках и площадях. В период Сенгоку (1467-1568) турниры по сумо поощряли многие даймьо:. Большим почитателем сумо был Ода Нобунага (1532-1582), что в 1570-1581 г. неоднократно устраивал большие турниры и собрал в своем замке Адзути около полутора тысячи борцов. Золотой век сумо начался в эпоху Эдо (1603-1867), когда эта борьба рядом с театром кабуки превратилась в любимое развлечение горожан. Появились профессиональные корпорации борцов сумо, выступления которых привлекали толпы зрителей. Они устраивали турниры кандзин дзумо: для сбора пожертвований на строительство или ремонт храмов. Позже под этим же названием проводились и турниры исключительно для заработка борцов.

В сороковые гг. XVIII ст. утвердилась традиция проведения двух ежегодных японских чемпионатов по сумо в О:сак и в Эдо попеременно. На них все участники разделялись на команды «Восток» и «Запад». Это распределение хранилось и в матчах меньшего масштаба. Вплоть до сэр. XVIII ст. доминировали борцы из О:сак, которых поддерживали меценаты из купеческого состояния. Эдо долгое время оставался на втором плане, поскольку се:гуни, заботясь о спокойствии в столице в период с 1648 по 1720 гг. неоднократно запрещали проведение в ней соревнований, которые порою проходили достаточно бурно, с драками между борцами и болельщиками. После снятия этих запретов большинство борцов высокого класса перебралось в столицу.