Понятие культуры в философии. Основные признаки культуры

Главная - Культура - Понятие культуры в философии. Основные признаки культуры

В этом также есть множественность, разнообразие. В одном содружестве на могилу возлагают красные розы, а во втором - белые. И здесь же есть символическая культурного акта : может иметь разное содержание. Между тем действие, физически определенное, не суть важно, потому что однозначная. В символической культурного акта - свобода, непредвиденность, разнообразие. И здесь есть творческая суть человека. Понятие ценность предусматривает идеал, цель, точку устремления. Мир ценностей - это мир должного. То, что считаем ценностями, стимулирует на изменение бытие. Здесь источник деятельности, активного отношения к реальности. Между тем сама способность разделять на сущее и надлежащее указывает на наличие сознания. Только и существо, которое имеет такую способность, имеет и сознание. Понятие ценность такого же масштаба, что и понятие материи. Если материя - общее свойство естественных тел, то ценность - общее свойство культурных объектов. Имея дело с бытием, пытаемся ответить на вопрос «что есть»?. Интересуясь человеческим отношением к тому, которое существует, переходим в сферу ценностей. Речь идет об отношениях, которые основываются на бинарных позициях, : правильное - неправильное, моральное - неморальное, красивое - уродливое, умное - неумное, полезное - вредное, хорошее - плохое и др. Культура охватывает определенный набор ценностей. Чтобы выявить их, надо узнать, что уважается людьми, «перед чем человек хочет поклониться» (Федор Достоевский), что человек осуждает, к чему стремится, во что верит, почему учит детей. Конкретными исследованиями такого рода занимаются культурологи и социологи. Выявленные главные ценности американской культуры - личный успех, активность и настойчивый труд, эффективность и полезность, вера в прогресс, уважение к науке и технике, стремление к овладению многими разнообразными вещами. Ценности исторически переменчивы. Особенно розга их изменение происходит в периоды таких социальных катаклизмов, как революции. Это не значит, что за короткое время одни ценности полностью изменяются другими. Определенная система ценностей провозглашается социальной общностью, которая осуществила революцию, как таковая, что отвечает духу современности. Создаются условия для укоренения их в общественном сознании. Конечно, успех возможен только при наличии социального ожидания. Никакими усилиями невозможно внедрить ценности, которые не отвечают духу народа. Украинское общество переживает что-то подобное. Ценности, которые провозглашены одно время коммунистами, отходят на второй план. Усиленно рекламируются либеральные ценности: независимость и самостоятельность лица, инициативность и ответственность, умение много делать добровольно и не вмешиваться в дела соседа, терпимость к людям странным, не похожим на других, уважение к традициям и здоровое подозрение в отношении к власти. Медленное развитие общества также тянет за собой культурные конфликты. Это, например, вечная проблема родителей и детей. Для западного мира конец XX ст. - период серьезных размышлений над традиционными ценностями техногенной цивилизации. Способная планета ли выдержать пресс технического прогресса? Не пора ли обратиться к философийи практике самоограничения? Не вызовет ли избыточность в материальном потреблении глобальный кризис человечества?

Система ценностей подает модель или образ жизни, а также нужный политический строй общества. Чтобы реализовать идеалы, или хотя бы поддержать достигнутое состояние, ценности должны функционировать в виде стереотипов поведения, приобретать инструментальный характер. Нормы - это техническое воплощение ценностей. Нормы суть ценности в действии. Единство норм и ценностей, или императивов и идеалов, конституирует культуру. В отношении к содружеству культура - то же, что характер в отношении к индивиду. У отдельного человека складываются специфические особенности поведения или привычки - то, что можно назвать манерой жизнь и содружество производит общие стереотипы. Исследование культуры продвигается цепью: поведение - нормы - ценности. Сначала эмпирически фиксируются акты индивидуального поведения или социального взаимодействия. Стремление объяснить их характерные свойства приводит к выявлению норм как культурных регулятивив. Наконец, вопрос, почему действуют данные нормы, которые защищают и хранят, приводят к изобретению соответствующих ценностей. Человеку полезно иногда узнавать то, что уверенно считала порядком вещей, то есть объективными связками причиново-наслидковими, нормативным порядком.

3. Исторические формы культуриРозуминня культуры как способу самореализации и самого создания личности, мира символов в разных сферах общественной жизни позволяет дифференцировать исторические формы культуры, охарактеризовать конкретные типы, определить их место и роль в истории. В условиях существования общественных антагонизмив единство человека и культуры условно. Здесь все превращается в свою противоположность, меняется местами: история, которая могла быть историей существования человека, превращается в самостоятельную сверхчеловеческую субстанцию, средства становятся целью (потому что цель оправдывает средства), а цель выступает в роли простых средств; человек теряет человеческое естество, а мерой ее богатства, вместо действительных качеств, становится объем частной собственности. Человек, который может получить наслаждение от общения с культурой, созданной ее руками и умом, вынужден выдерживать ее давление. В таком случае культура становится чужой, другой, отчужденной. В такой системе общая ситуация определяется категорией отчуждения. Человекотворческая суть культуры приобретает отчужденные формы. Культура теряет гуманистический характер и тактически превращается в антикультуру, и вместо того, чтобы беспокоиться о людях, она возвышается над ними чужой и враждебной силой.

Срок антикультура включает такие общественные явления, процессы, идеи и отношения, какие супе речать выработанным социальноисторической практикой принципам гуманизма. Выявить в общественных явлениях ан-тикультурний содержание легко и в то же время чрезвычайно сложно. Наркомании, алкоголизму, пьянству и обману все народы дают однозначную оценку - негативную, то есть классифицируют как антиценность, антикультуру. Антикультурой человечество заклеймило сталинский геноцид против малых народов и врагов народа, фашистскую политику и практику Гитлера, политический геноцид и разные формы расизма. Антикультура - проявление и результат дегуманизации человеческих отношений, отход от общечеловеческих ценностей и приоритетов, потеря глубинных моральных ориентиров, которые основываются на уме, вере, истинной любви к людям. Отделить культуру от антикультуры иногда бывает нелегко. Истина открывается человечеству не сразу, одновременно и полностью. Понимание содержания вещей и процессов не всегда может отвечать их действительному содержанию.