Сущность культурно-дозвиллевой деятельности


И. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СУЩНОСТЬ ДОСУГА

Теория досуга на современном этапе ее развития характеризуется миждисциплинарнистю, опирается предоставленные многих наук: психологии, педагогики, социологии, философии, географии, экономики. Однако, из второй половины XX ст. досуга отделяется как самостоятельная отрасль знания, которое изучает значение свободного времени в жизни человека, его смысловое наполнение, розвнтоклюдини на доз в Илье.

В отечественных и зарубежных энциклопедиях и справочниках досуга определяется как: "Свободное, незанятое время, прогулка, звильненисть от дел" (Даль В. ''Словарь живого великорусского языка"); "Свободное от работы время, на досуге - свободный от дел" (ОжеговС. "Толковый словарь русского языка"); "Часть позаробочого времени, которое остается у человека после выполнения необходимых непроизводственных обязанностей, : передвижение на работу и из работы, сон, принятие еды, других видов бытового самообслуживания" ("Большая советская энциклопедия"). Зарубежными учеными считается, что досуг как научный термин происходит от латинского слова "lисеrе", то в переводе значит "быть разрешенным", французского слова "loisir" ("свободное время") и английского слова "leisure"' ("свобода выбора действий").

Начиная с II половины XX века, сформировались концепции, которые рассматривают досуг как составляющую часового пространства, как вид человеческой жизнедеятельности, как психологическое состояние человека, как признак целостного образа жизни. Рассмотрим детальнее каждую из этих составляющих.

Досуг как составляющая часового пространства (количественная концепция досуга) предусматривает распределение бюджета времени человека на рабочий и нерабочий. В соответствии с этой концепцией, досуг отождествляется с позаробочим порою, изучается как свободное время человека и приобретает характерные признаки свободного времени человека в целом; рассматривается как существенная составляющая свободного времени, которое освобождает человека от всех бытовых, рабочих и семейных обязанностей имеет рекреационное и развлекательное наполнение. В соответствии с количественной концепцией, дозвиллевий время используется человеком за ее собственным желанием.

Досуг как отдельный вид жизнедеятельности человека рассматривает досуг как деятельность (творческую, конструктивную или же бесцельную и асоциальную). Дозвиллева деятельность отличается от других видов жизнедеятельности человека тем, которое осуществляется в соответствии с потребностями индивида, с целью получения удовольствия. С точки зрения сторонников дияльнисной концепции, роль досуга заключается в возобновлении психических и физических сил человека, повышении ее образовательного и духовного уровня, осуществлении дише тех занятий в свободное время, что отвечают потребностям и желаниям человека и приносят ей удовольствие в процессе самой деятельности.

Досуг как психологическое состояние человека рассматривается сквозь эмоциональное восприятие человеком дозвиллевих занятий. Согласно этой концепции, дозвиллевими считаются ллтше те виды деятельности, которые воспринимаются человеком положительно.

Досуг характеризуется специфическими признаками, приоритетными среди которых следует назвать, :

- свободу выбора дозвиллевой деятельности, свободу от обязанностей;

- добровольное участие в дозвиллевий деятельности;

- желание получить радость и удовольствие;

- самодостаточность и одиночество;

- компенсаш'йнистьдозвилля.

Главными признаками досуга считают свободу от обязанностей и добровольность участия. Досуг предусматривает освобождение человека от тех функций, которые возлагают на нее разные социальные институты (семья, церковь, школа, общество). Поэтому в условиях превращения дозвиллевих занятий на составляющую учебы, работы, религиозной, политической или хозяйственной деятельности, происходят существенные изменения в самой природе досуга, даже если эти дозвиллеви занятие удовлетворяют человека. Досуг, что имеет целью конкретную социальную или материальную цель, целесообразно называть "полудосугом".

Досуг, который не имеет ни одной корыстной цели, кроме удовольствия и отдыха является "чистым досугом" [10]. J Г Дозвиллева инициатива оказывается не просто в деятельности, а в деятельности добровольной, сознательной; деятельности, которая совпадает с интересами и вкусами человека. ''Если в бытовых, и особенно в трудовых зайняттях ритм и темп деятельности, как правило, определяются внешними факторами, то здесь они полностью зависят от внутреннего устремления и желаний человека. Такой высокий уровень свободы и самостоятельности является поистине идеальным и в современных условиях может иметь место лишь в сфере свободного времени" [14, С. 13]. Поэтому дозвиллева деятельность зависит, в основном, не от внешних, а от внутренних потребностей и мотивов человека.





Вернуться назад