Понятие культуры в философии. Основные признаки культуры


2. Основные признаки культуры. Человекотворческая суть культуры

В философии культура выступает не в качестве отдельной сферы общественной жизни, а общества, если рассматривать человека как субъекта деятельности, проявлением ее свойств и одаренности. Культура олицетворяет творческую деятельность в предметах, необходимых для жизнедеятельности человека, выступает в качестве воплощения созданных людьми материальных и духовных ценностей. Культура - определенная суть человека. Мира развития культуры определяется мерой развития жизнедеятельности человека. Жизнедеятельность человека воплощается, в первую очередь, в огромном количестве создаваемых материальных и духовных вещей : в новых средствах труда, новых продуктах питания, новых элементах материальной инфраструктуры быта, производства, новых научных идей, политических и идеологических концепций, религиозных верований, моральных регуляторах.

В процессе творческой человеческой жизнедеятельности развивается весь комплекс социально-политического бытия человека : складываются новые социальные общности и отношения между ними, более эффективные формы управления и самоуправления в обществе, новые институлизовани структуры духовного производства, связки между разными народами и государствами, новые информационные каналы и др. В результате активной человеческой жизнедеятельности развиваются, обогащаются все общественные формы жизни, прогрессирует общество как сложный социальный организм. Следовательно, культура является выражением достигнутого человеком уровня исторического прогресса. И наоборот, по словам Иоганна Гете, мерой культурного мира является триумф исключительно человеческого, все имеет значение лишь постольку, поскольку носит гуманный характер. Интеграл культуры - человек и человечность. Человек существует, функционирует, творит, выступая в качестве субъекта превращения природы. В образовывающей жизнедеятельности человек производит, создает не только внешние предметы, идеи, социальные явления, но и изменяет социальный мир своей жизнедеятельности, а, следовательно, и себя. Так что, в человеческой жизнедеятельности присутствующие два разных потока: в одном производятся формы общности, а во втором - человек. Жизнедеятельность человека - это целостный поток, который представляет два уровни, неразрывно взаимосвязанных и опосередковуючих друг друга: превращение общественных форм и развитие общественного человека. Культура - это культ человеческого бытия, создания человека из имеющегося бытия. Создавая человека, культура создает и себя. Культура всегда е самим творчеством. Людино-творческая, гуманистическая суть культуры раскрывается через познание социальных функций. Основные социальные функции культуры : познавательная, коммуникативная, прогностическая, регулятивная, ценностно-ориентированная. Все они органично взаимоувязаны. Культура - целостное явление. Целостность оказывается в единстве всех элементов, которые создают ее структуру, а также функционально. Функциональное единство предопределено человекотворческой сутью, что позволяет говорить о интегративну и генерализуючу функции культуры. В таком качестве выступает человекотворческая функция. К человекотворческой сути культуры философы пришли не сразу. Есть много оснований утверждать, что первым стал Марк Туллий Цицерон. Рассматривая ораторское искусство как наиболее полное проявление культуры, выдающийся римский философ увидел способ поднесения, самоутверждения лица. Ораторское искусство вдохновляет лицо. Культура развивает лицо, и в этом, думал Цицерон, заключается ее главная функция. Подобные взгляды имели Вергилий, философы эпохи Возрождения, мыслители Томас Гоббс, Иоганн Гердер, Франсуа Вольтер, Жан-жак Руссо, французские материалисты XVIII ст. Человекотворческую суть культуры отмечали философы Имма-нуйл Кант и Георг Гегель. В их трудах идея органического единства человека и культуры приобрела самое широкое обоснование, которое нашло развитие уже на материалистической почве у Карла Маркса. В его трудах прослеживается глубокое понимание внутренней гуманистической сути культуры, направленности на развитие лица, единства культуры и личности, труда и воспитания и др.

«Символы — ключ к природе человека», -миркував неокантианець Ернст Касирер. По его мнению, культуру можно определить из-за способности человека создавать символы, жить в мире символов. Культура является паутиной значений, сотканная людьми в бесконечных актах социального взаимодействия. В соответствии с такой точкой зрения, не существует распределения на символы и несимволи, то есть предметы сами по себе. Человек погружен в мир символов. Все вокруг ее означает — имеет значение. Невозможно отделить значимое от утилитарное функционирующего. Такое понимание культуры иногда называют идеалистичным. Указывают на то, что очень мало вещей человек производит и использует за прямым назначением, без любой связи с символическим контекстом. Да, жилье и одежда служат ей для защиты тела от неблагоприятных влияний внешней среды. То же можно сказать и о других предметах материальной культуры. Поэтому обсуждаемое определение критики считают узким. Любое определение узко. Из мелких камней состоит большое панно, из отдельных штрихов — рисунок, а из узких определений вырисовывается идея культуры, такое определение схватывает одну из ее сторон. Человек действительно уникальное существо, которое наполняет мир значениями. Предметы, вещи — субстанциальная основа жизни. Но человек не делает жизни собственно человеческой жизнью. Есть жилье, а есть архитектура, есть одежда, а есть мода. Существуют правила, что и когда одевать. Правила управляют поведением человека с такой же необходимостью, как и законы материального мира. В защите ли тела справа, если в жару, идя в одно место, человек одевает футболку, а в другое — смокинг? Важное материальное существование ли для человека, готового сгореть заживо, но не покориться правилу креститься тремя перстами, а не двумя? В мире принципа самосохранения люди — странные существа. Некоторые из них готовы потерять жизнь, но сохранить честь.

Надо научиться ставить подобные вопросы и рассматривать подобные ситуации, чтобы не пидпасти под утилитарно-прагматичное мировоззрение, которое упрощает человеческую жизнь. Культурную развитость человеческого общества следует ставить в зависимость от развитости процедур, которые переводят биологические формы поведения в символический план и заменяют, в частности, физические препятствия на символические запреты. Перед въездом в лес можно вырыть ров, а можно поставить знак, который запрещает движение. И одно, и второе - препятствие: одна физическая, вторая культурная. Ров адресован любому телесному существу, знак - только символической, то есть способен продуцировать знаки и понимать их. На рассвете капитализму недовольный рабочий разбивал машины. Позже рабочий просто прекращал работу, выражал неудовлетворение, работая с нарукавной повязкой. Развитое человеческое общество по своей сути коммуникативно, символическая деятельность занимает ведущее место. Через символы человек осознает свою социальную природу. Социальность означает общность или множественность, но скреплена коммуникативным взаимодействием. В символическом акте видится духовность как абстрагирование от физической необходимости. Культура начинается не с вопроса «быть или не быть»?, а по вопросу «как быть»?.





Вернуться назад