Народная одежда Украины

Главная - Культура - Народная одежда Украины

Народная одежда — одна из важных отраслей материально-духовной, художественной культуры народа. Он возник в процессе трудовой деятельности человека и неразрывно связан с ее жизнью и бытом.

История народной одежды скрывает много тайн. Не сохранилось давних достопримечательностей этого вида искусства. Изготовлен человеком одел из тканей, кожи и тому подобное быстро изнашивался. О давней одежде на территории современной Украины можно судить на основе данных археологии и ранних письменно-исторических источников.

Ведущая отрасль пизньопалеолитичного периода — охота на таких животных, как мамонт, носорог, лось, зубр, олень и т. др. В те далекие времена несшитые кожи зверей заменяли человеку одежда. На территории Украины найдены археологами скрибла, костяные шила и иглы. Следовательно, постепенно бывшие жители Украины учились обрабатывать кожи, сшивать их, предоставляя определенных форм, изготовлять украшения. Особенно важными являются достопримечательности пизньопалеолитичного поселения из Мезина на Десне: браслет из пяти орнаментируемых пластинок (меандровые мотивы), вырезанных из бивня мамонта, восемь костяных проколок и костяная игла, необходимые для пошива одежды из кожи. Сохранились морские раковины, из которых делали бусы '. Понятно, что по этим сведениям нельзя говорить о художественном уровне тогдашнего наряда, а только утверждать его существование. В разные исторические периоды одежда поддавалась основательным изменениям, предопределенным естественно-ландшафтными, экономическими и другими обстоятельствами. При этом важное значение имели формы производственного ведения хозяйства.

Во второй половине VI тыс. к н. е. в жизни первобытного населения на территории современной Украины состоялись большие изменения: рядом с рыболовством и сборщицей стало появляться скотоводство, земледелие. Историки называют этот переход «неолитической революцией», она длилась в течение тысячелетий.

Анализируя материалы могильщиков неолитического времени, можно прийти к выводам, что люди днипродонецькой культуры пышно прикрашували длинную одежду пластинками из блестящей эмали клыков вепря и др. Пластинки разные за формой, орнаментируемые резными линиями, углубителями и тому подобное. Ряды таких пластинок нашивали на верхнюю часть одежды, пола и головные уборы. Ими и пронизками, изготовленными из черепашек, декорировали также пасы. Люди прикрашували себя многочисленными разиками бус, изготовленных из полируемой кости, черепашек, камня, в частности сердолику 2. Перламутру пронизки, белые блестящие пластинки, зубы животных, нашити на кожаную одежду, предоставляли ему великолепию, оригинальности. В конце неолита появились первые металлические украшения — из меди. В эпоху меди были известные пуговицы, пряжки, фибулы и под. В Никольском могильщике на Поднепровье найдена золотая подвеска, которая является пока что самым давним украшением из благородного металла, выявленным на территории Украины.

Новые способы добычи продуктов питания путем выращивания культурных рослый и разведения домашних животных (прежде всего овец, коз) дали возможность использовать везну прирученных животных, волокна растений, перейти к определенным попыткам плетения, ткачества. Производственная деятельность человека, в частности изготовление одежды, испытала особенное развитие в период Трипольской культуры (IV — III тыс. к н. е. ). В это время на территории Украины по данным археологических раскопок зафиксировано около 1000 поселений. Трипильци умели изготовлять ткани для одежды. Об этом свидетельствуют частые находки глиняных пряслиць для веретен и глиняных разновесов для примитивного ткацкого станка, отпечатки тканей на днищах посуды, соответствующих орудий для плетения рыбацких сеток. Есть основания утверждать, что трипильци выращивали лен '. На трипольских глиняных фигурках можно осмотреть отдельные детали — пасочок, передник '. Главное место занимало производство украшений для одежды (бусы, подвески, четырехкоренные, часто ромбовидные пластинки, которые нашивали на одежду). Основным материалом был камень, кость, зубы животных, эмали клыков. Реже использовали металлы — медь, золото.

Первые вещественные достопримечательности — фрагменты меховой одежды племен катакомбной культуры II тыс. к н. есть. — найдены поблизости с Черевкивське Донецкой области. Остатки сохраненной одежды сшиты двумя тонкими покрученными нитями. Мех тонок, хорошо исправлен. В катакомбных захоронениях около с Воронцивка Харьковской области выявлены и остатки обуви из кожи, следы головного убора и тому подобное. Лоскутки полотняных тканей, окрашенных черной и красной красками в полосовой системе, найдены в Мелитопольском районе. Это свидетельствует о будет давить существование цветной одяговой ткани. Материальная культура этого периода повлияла на развитие культуры более поздних эпох. Конец VII — III ст. к н. есть. — это период господства скифской культуры, выдающегося явления в истории древних народов Европы. Бесценные произведения скифского искусства найдены в многочисленных захоронениях на территории Украины. В частности, сохранились фрагменты кожаного костюма, войлока, шерстяных тканей, художественно оформленные вышивкой, аппликацией и тому подобное. Одежду изготовляли женщины. В могилах скифств выявлены шила, иглы, проколки, веретена. У состоятельных скифств веретена были греческого типа, с костяным набором, в бедных — деревянные, с глиняным или свинцовым разновесом.

На основе археологических материалов можно говорить об отдельных компонентах и целых ансамблях мужской и женской будничной и праздничной одежды. Мужчины носили короткие кожаные кафтаны, мехом внутрь, перетянутые в поясе. Штаны были двух типов: узкие, кожаные, плотно облегающие фигура, и широкие, типа шаровар, из мягкой шерстяной ткани. Штаны заправляли в кожаные сапоги, перевязанные ремешком около косточки и под подошвой. Головной убор — островерхие башлики-клобуки из твердого войлока или кожи. Они закрывали уши и затылок. У женщин был длинный наряд, собранный при шее, снизу рукавов, подпоясанное в таллии. Этаж его — более свободная одежа, подобная халату с длинными рукавами. Головные уборы — разновидные по форме шапки, накидки — полотнища, которые свисали на спину.