Основные факторы народной морали, добро и зло, красивое и уродливое (урок в младших классах)


Цель. Знакомить учеников с основными факторами народной морали; учить оценивать добро и зло, красивое и уродливое с позиций национальной этнопедагогики и христианской морали, уважать обычаи и традиции своего народа.

I. Записать на доске или на плакате:

Мораль — система взглядов, представлений, норм и оценок, которые регулируют поведение людей.

Этичные нормы поведения, совокупность моральных правил.

II. Беседа учителя.

Среди учеников наблюдается предвзятое, негативное отношение к выражению "читать мораль". Иногда можно от них услышать раздраженное: "Обойдемся без морали! Такое отношение предопределено толкованием выражения. Вот объясните, как вы понимаете это, что, по-вашему, значит "читать мораль"? (Все объяснения учеников будут такие: это значит позорить, стыдить, упрекать, ссорить за что-то. Но это, конечно, неправильное утверждение. )

Ваше задание на этом воспитательном часу — понять, что же такое мораль, насколько нужная она человеку, или можно без нее обойтись. Как видите из записей на доске, мораль — это наука о том, как правильно вести себя, это система взглядов, правил, оценок, которые определяют, что в жизни является добром, а что взлом, что красивым, а что — уродливым. Украинский народ из давних-давен отмечается высокой нравственностью. Главными факторами народной морали исконно были добро, милосердие, человечность, честь, достоинство, трудолюбивость.

Какие же этичные нормы больше всего уважались нашим народом?

Прежде всего, уважалось чувство любви к родителям. Это этичное требование, которое отвечало Божьей заповеди, воплощено во многих народных пословицах и поговорках : "Кто маму презирает, того Бог карает", "За маму и тата-тяжка расплата" и др. Моральной обязанностью детей была помощь родителям в хозяйстве, присмотр за ними в случае болезни, проявление повседневного почета и беспокойства. К родителям, как правило, обращались на "Вы".

Сурово осуждалась семейная вражда, ведь семейная жизнь должна основываться на искреннем содружестве, человечности, уважении к своей родословной.

В отношении к односельчанам руководствовались христианской заповедью любви к ближнему, которая проявлялась в милосердии, доброте, готовности помочь в беде. Высоко уважались традиции добрососедства. Моральной обязанностью считалась помощь человеку, которого постигло несчастье. Больным носили еду, помогали по хозяйству, погорельцам давали убежище. Трогательным было беспокойство о вдовах, сиротах.

Деликатностью, языковой красотой отмечалось общение. Большого значения предоставлялось приветствию. В селе существовал обычай здороваться со всеми, независимо от того, или знакомый это мужчина. Младший должен был приветствоваться первым — иначе кто-либо из старших останавливал его и устыжал. Следовательно, в этичном воспитании участвовала не только семья, но и общество. Обратите внимание, в украинских приветствиях чаще всего встречаются слова с корнем добр-, здорюв— (добрый день; доброго здоровья; дай, Боже, здоровье)что является свидетельством дружелюбия. Приветственными словами побажального содержания были: "Мир вам"!. К человеку, который занят работой, обращались: "Боже, помоги", "Дай, Боже, счастье", "Помогай Бег". Отвечать должным образом: "Спасибо красненько, дай, Боже, здоровье" и т. п.

По правилам общения, начиная разговор, требовалось поинтересоваться здоровьем, самочувствием: "Как сия имеете"? В ответ можно было услышать: "Ладно. Бога благодарить. Как вам ведется"?

При встрече тактичный человек не ставил прямых вопросов, например, "Куда (откуда) идете"? Деликатный мужчина зато спрашивал: "далеко ли собрались"?, "Далековато ли ходили, или намаялись"?. В случае сомнения относительно уместности сказанного просили прощение: "Прошу прощение за слово", "Простите за слово". О таких людях одобрительно говорили: "деликатный мужчина", "умеет почтить".

Абсолютно некультурным считалось не простить человеку, если и просит прощение и хочет помириться.





Вернуться назад