Особенности и содержание эстетической культуры личности

Главная - Культура - Особенности и содержание эстетической культуры личности

Чаще всего под эстетической культурой понимают совокупность эстетических ценностей, средств их создания и употребления. Структура эстетической культуры многомерна. Она содержит эстетическое сознание людей, которое воссоздается в идеалах, потребностях, наставлениях, вкусах, взглядах, концепциях; эстетические моменты разных видов деятельности (в труде, быту, во время общения, в общественной жизни, спорте и тому подобное); эстетическое воспитание в многообразии сфер и средств своего проявления. В зависимости от социальной значимости различают эстетическую культуру личности, эстетическую культуру социальной группы, эстетическую культуру конкретного общества, эстетическую культуру человечества в целом.

Соотношение эстетической культуры личности и эстетической культуры общества (или вообще всего человечества) определяется той мерой усвоения эстетических ценностей, которой владеет конкретная личность. Поэтому эстетическая культура личности — это степень, уровень овладения эстетической культурой общества. Однако эстетическая культура являет собой грань общих, универсальных человеческих отношений и потому выступает как мера универсальности и гармоничности личности. Ни интеллектуальное, ни эмоциональное развитие личности не может быть полным, если она эстетически неразвита. Эстетическая культура окрашивает и эмоции, и волю, и ум человека умением видеть, чувствовать и создавать красоту. Эстетически развитый человек относится к себе, к природе, к другим не как созерцатель, а как человек, который чувствует уникальность и своеобразие другого. Но парадокс эстетического отношения к действительности заключается в том, что субъект непосредственно переживает свое единство с окружающим миром, который не противостоит человеку в своей отчужденной объективности, но открывается как мир человека, родственный с ней и понятен ей. Лишь при этом условии возможное повышение человеческой деятельности до уровня творчества.

Но изменение отношения к внешнему миру — это всегда и новое отношение к самому себе, новый уровень самосознания. Перерастая отчужденное отношение к окружающему как к снаружи ограничивающего «Не-Я», человек открывает, что не знала ранее сама себя, и она преодолевает само отчуждение, возобновляет свою целостность, присваивает свое действительное, универсальное человеческое качество: «Все во мне, но я во всем» (Ф. Тютчев). В этом заключается величественное значение эстетической культуры для становления личности независимо от того, находит это отображение в художественном творчестве, или нет.

В формировании эстетической культуры искусству принадлежит особенное место: за любым фактом художественного творчества в любом виде искусства, за любым ярким проявлением специальной одаренности художника и музыканта, архитектора и поэта, актера и скульптора в действительности лежит несколько намного более общее, глубже и первиннише — отношение человека к жизни. Не к искусству, его ценностям, их созданию и воссозданию, а к самой окружающей действительности, которая еще не преобразована художественным творчеством, то есть отношение к действительности, которая создает саму возможность ее эстетического освоения. Оно может и не оказаться в специальной художественной деятельности, а впрочем представляет духовное богатство человека, который владеет таким отношением, которое является присущим каждому.

Художники являются основными охранниками, оберегателями «эстетического потенциала» человечества : их творчество способно пробуждать аналогичные существенные силы и в других людях; привлечение к искусству может выступать для всех как «розпредмечування» и «присвоение» общечеловеческой способности эстетического отношения к жизни.

Эстетическая культура изменяет отношение человека к природе. Это изменение связано с преодолением отчужденно-утилитарного подхода к ней (только как к объекту рационального познания и использования). Открывая в ней некоторый родственен себе содержание, человек открывает «естественное» в самой себе. В эстетическом переживании природа «очеловечивается», набирает в творческом сознании образного для человека содержания, а представление о человеке расширяется к масштабу природы. И метафорический язык, которым постоянно пользуются поэты, говоря о ней, — не «поэтическая фикция», не условное средство выражения, с которым ничто в действительности не соотносительное, но необходимое для них средство объектировать свою спивпричетнисть к природе, которая реально чувствуется, выражать самого себя как «природу, которая рефлексирует».

Эстетическая культура человека позволяет относиться к природе, выходя из взаимных «интересов», а порою — исключительно через саму ценность ее бытия.

Неотчужденное отношение к миру в целом играет разными гранями как особенное отношение к другим людям, к природе, ценностям культуры, исторического прошлого. Во всех случаях предмет эстетического отношения выступает, с одной стороны, как спивприрод-ний, готовый к раскрытию, «свой», а из другого — как тот, который владеет собственным, уникальным и самценным существованием (эстетическое отношение является неутилитарным, даже антиутилитарным). Эстетическое отношение к действительности позволяет личности оценивать свою деятельность как творческую, с точки зрения ее результатов в более широком социокультурном контексте, познавать наслаждение от укоренения в активно-творческую жизнь общества, выступая в качестве своеобразного ориентира мировоззрения и творческой деятельности. Оно также является одним из стимулов творческого освоения действительности с целью создания научной картины мира как отражение реальной гармонии связей. Эстетическое отношение к окружающему миру определяет потребность личности и ее способность увлекаться как необыкновенностью и красотой самого предмета, явления, которое превращается, так и средствами их изменения, результатами творчества в целом, а также чувствовать личностью эстетическое наслаждение от самого трудового процесса, который формирует потребность у такого рода деятельности и постоянный интерес к ней.