Этика как философская теория нравственности


Этика, как уже отмечалось,— наука о морали. Данное утверждение — одно из немногих, чтобы не сказать единственное, относительно которого сбежались теория и практика, исторический опыт морального развития в целом и его конкретные периоды. В прямой зависимости от понимания морали находятся и отличия в толковании этики как науки, ее места среди наук, роли и значения для общественного развития. При безусловном признании того, что предметом этики является мораль, представление о ее своеобразии, назначения в жизнедеятельности людей в большой степени определяли содержание этики, возлагали на нее определенные обязанности, прежде всего методологического характера.

Для того, чтобы говорить языком предмета познания (морали), необходимо найти к ней правильный подход. Возьмем, например, подход к морали как форме общественного сознания, выраженного в совокупности правил, норм, предписаний, требований, которые относятся обществом к индивиду и предназначены для регуляции поведения людей. Такой функциональный подход к морали связан с изучением конкретно-исторического содержания ее норм и требований, выходит из их исторической сменяемости. Задания же этики полностью заключаются в описание и обоснование этих норм и требований с точки зрения интересов общества с целью внедрения их (норм и требований) в сознание индивидов. В пределах такого представления о морали этика осмысливается и как наука об этикете, и как прикладная (подобная технологическим) дисциплина, теряет статус науки в точном смысле этого слова.

Другие возможности имеет дияльнисний подход к изучению морали. Понимание ее как деятельности, в которой продуцируются моральные ценности и нормы, предусматривает выявление предмета, то есть того, которое осваивается у моральний деятельности, способа его освоения и результата, анализ генезиса морали, выявления ее значения для человеческого развития. Относительно решения подобных заданий этика выступает как наука о специфической форме человеческой деятельности, философская теория нравственности, то есть принадлежат к философским наукам.

По происхождению этику относят к философским наукам, за своеобразием отличают от других философских дисциплин. При этом этика определяется как практическая философия, венец философии. Если последнюю называют человеческой мудростью, то этику характеризуют как мудрость жизни.

Происхождение этики — не единственный аргумент в пользу ее принадлежности к философии, прямое родство с которой прослеживается через предмет этики и способы его познания. Мировоззренческий уровень философского знания об отношениях человека с миром реализуется этикой с помощью анализа нравственности — сферы их действительного проявления во взаимоотношениях живых, конкретных, целостных индивидов. Общее здесь раскрывается через Индивидуальное, сущность специфически человеческого отношения к миру появляется в непосредственности ее существования.

Наивысший, философский уровень обобщения знаний о человеке достает в этике практическое, жизненное подтверждение. Со стороны содержания философской теории, выраженного в системе взаимосвязанных понятий, истинность данной теории выверяется тем, насколько их отражение в этике соотносительно с «языком» нравственности, то есть подтверждается моральной жизнью людей.

Примером сказанного может служить ситуация, которая существенно отразилась на развитии эстетики и этики. Идет речь об одностороннем развитии философской теории в сторону рационального. Рационализм в толковании познания, забвения другой его стороны — сенсуализму на деле означал все больший отход от рассмотрения человека в богатстве ее отношений с миром, концентрацию внимания на познании мира, безотносительно к тому, кто познает. Поддавая сомнению достоверность знаний, добытых из человеческого чувственного опыта, рационализм в своем развитии распространяется и на сферы человеческой культуры, в том числе на этику и эстетику.

В эстетике это означает выдвигание на передний план рационального характера художественного творчества, в этике — абсолютизацию рациональных мотивов и принципов моральной деятельности. Приобретенные на этой основе теоретические знания не отвечали тем представлениям, которые возникали из опыта эстетической и моральной деятельности, не воссоздавали специфику художественных и моральных ценностей, не давали представления об особенностях эстетического и морального сознания, ее структурного выражения.

Заметим, что философские категории не поддаются уточнению их значений ситуациями повседневной жизни. В то же время на уровне их реализации в эстетике и этике это оказывается полностью возможным. Там, где целостность взаимоотношений человека с миром, постигнутая на уровне общего и выражена языком философии, раскрывается в конкретном аспекте ее проявления, и возникает срез, в котором философские категории, конкретизируясь через этичные категории, выходят на один из аспектов жизни, схваченной в его целостности,— моральный — и подтверждаются или отбрасываются в своей сути. Данное наблюдение послужило почвой для понимания односторонности философского рационализма как учения о «последних основах бытия и познания», а также осмыслениях природы причин, которые оказались в абсолютизации одного из аспектов, — теоретического, доказанного до предела '. Поглотив целостность человеческого бытия и познания, указанный аспект перечеркнул и собственную достоверность.





Вернуться назад