Украинская одежда XIV - XVIII ст. Костюм Запорожского казачества

Главная - Культура - Украинская одежда XIV - XVIII ст. Костюм Запорожского казачества

Ареал этнической основы украинского костюма в целом совпадает с ядром Киевской Движении - Киевщиной, Сиверщиною, Полесьем, Подольем i Галицией; национальные же его черты стали составляться в XIV- XV ст. главным образом в крестьянскому i казацкой среде.

К комплексу одежды XV ст. входила прежде всего рубашка преимущественно из грубого самодельного полотна. У мужчин она была короткой, глухой, туникоподибною, с прямоугольной горловиной. Женская рубашка была длинной, разнообразного кроя: туникоподибна, с плечевыми вставками (пришитыми по основе и по пидканню состояния), с суцильнокроеними рукавами.

Как поясная мужская одежда известные узкие штаны - гачи (ногавици) из белого или темного сукна, а также широкие шаровары.

Женская поясная одежда на значительной территории Украины был несшитый или частично сшитый в виде одного широкого или двух узких прямоугольных шматов самодельной шерстяной узорчатой или однотонной ткани. Это - две запаски, одноплатова обвертка (опинка, дерга), праздничная плахта, которая бытовала исключительно на Среднем Приднепровье. Несшитая поясная одежда из домотканной шерсти имел немалое локальное разнообразие за счет разного орнаментально-колористичного решения. Так, на территории Среднего Приднепровья в будни носили две узкие - черную и синюю - запаски, а на праздники - багатокольорову клитчату плахту с нарядной орнаментированной запаской - предшественницей. На Подолье бытовала обвертка в виде широкого горизонтального полотнища черной самодельной шерстяной ткани, украшенной сложными ритмическими композициями орнаментальных разноцветных полос. В районах Поднестровья и Карпат носили как две узкие запаски, затканные разноцветными полосами с добавлением металлической нити, так i поясная одежда в виде широкого горизонтального полотнища с местными вариантами колорита и оформление.

Рядом с несшитой поясной одеждой в Украине развиваются i сшитые формы. На Полесье, например, широко известными были летник и андарак. Летник - это вертикально полосатая шерстяная стдниця (на красном фоне разноцветные полоски: зеленая, черная, желтая, синяя, белая). Андарак - красная однотонная юбка с заложенным по спинке собранием и широкой орнаментальной полосой по низу.

Юбка шорц, которая бытовала на Львовщине, выполнялась из шерстяной ткани, затканной багатокольоровими вертикальными полосами, расположенными в сложном ритмическом дежурстве на 6i-лома тли. По низу она обшивалась красным самодельным шнуром.

Димка, мальованка, друкованиця - так назывались полотняные юбки с набивным рисунком, нанесенным ручным способом.

Каждая местность, даже каждое село отличались самобытностью рисунка, орнамента i кроя юбок. Особое Место среди этих показателей занимал орнамент - наиболее разнообразное средство приукрашивания женской одежды. Орнаментация выполнялась техниками ткачества, набойки, вышивки, аппликации, художественного шва i отвечала обычным стереотипам, которые сложились на конкретной территории.

Выразительным элементом одежды был i главный y6ip - своеобразный символ семейного статуса женщины. У девушек - это венцов, обруч, перевязка, которые всегда одевались так, чтобы была открытой маковка. На праздники напинали венок из цветов, который особенно много украшали во время свадьбы. Как известно, на второй день свадьбы главу девушки покрывали полотенечным главным убором - наметкой, a потом одевали жесткий очипок, который в разных местностях имел значительное разнообразие форм (трапециевидный, овальный, серпообразный, седловидный i т.д. ). Очипок, за обычаем, женщина на людях не снимала, а, идя к церкви или в гости, сверх него обязательно одевала еще и наметку в виде длинного рушникоподибного навия. Качество ткани, а также способы увязывания наметки также имели региональное разнообразие. На Среднем Приднепровье наметки делали из тончайших сортов самодельного льняного или конопляного полотна (вуали), а в западных областях - из более плотного полотна (нафрами).

Как i во времена Киевской Движении, крестьяне в XIV-XVII ст. обували кожаные лапти или плетеные лапти. Заможниши носили сапоги и ботинки. Праздничные сапоги делали из двухцветного сафьяна, благодаря чему они имели название бархатцы.

Верхняя одежда крестьян изготовлялась из самодельного валяного сукна. Развитие этой одежды шло от прямоспинного до приталеного кроя. Прямая форма использовалась в длинных плащах типа манти, гугли, чуги, а также в короткой довговорсий гуни. Широко бытовал i одежда типа свиты. Ее крой постепенно усложнялся за счет вставки по сторонам клиньев - усов - или за счет дополнительных полотнищ, вшитых по линии талии. Зажиточные крестьяне носили верхнюю одежду из покупных мануфактурных тканей - жупан. Зимой основной одеждой был овчинный кожух, не крытый тканью. Крой и пропорции кожухов в разных местностях имели свою специфику. Своеобразно развивался в этот период одежда городского населения, которое предопределялось постепенным разделением труда, в частности выделением ткачества в отдельное ремесло. Цеховое, а потом мануфактурное производство вызвало определенную унификацию одежды, значительное его отличие от домашнего - i в технике ткачества, i в способах пошива, i в структуре всего комплекса. Формирование национального рынка обеспечивало большой ассортименты тканей, в том числе импортних.