Моральная культура общения


Важным элементом общечеловеческого в морали есть моральная культура общения. Основываясь на гуманизме, человечности, отношении к другому как к равному себе, моральная культура на протяжении истории формируется в повседневной жизни людей, их опыте, моральных поисках, то есть в процессе материального и духовного общения отдельных индивидов, социальных групп, народов разных стран.

Общение, деятельность, познание, будучи содержанием человеческой жизнедеятельности, находятся в неразрывном единстве, являют собой формы социальной активности человека. Характерным признаком общения как формы активности выступает ее моральная направленность, моральная культура людей, которая раскрывается в общении (человечность, доброжелательность, дружелюбие, взаимоуважение и др. ).

Благодаря общению индивиды обмениваются знаниями, производственным опытом и умением. Иначе говоря, только через общение с другими людьми человек может получить средства для удовлетворения своих потребностей и только в общении она находит и реализует духовную связь с другими людьми.

Заметим, что общение как объективная необходимость во всех формах жизнедеятельности возникает в то же время со становлением человеческого общества и формированием человека, но в течение очень длительного периода не осознается как ценность даже в сугубо практическом, утилитарном понимании. Когда же оно в общественном сознании эпохи родового строя осознается, то осознается как практическая ценность, а не моральная («табу», например). Отыскание человеком личностного смысла общения, потребности, в общении, в процессе которого индивид утверждает себя как личность и реализует себя как морального существа, являет собой результат всей дальнейшей истории человечества, на тернистом пути которого моральная культура, в том числе и моральная культура общения, в определенном понимании появляется общей формой практической деятельности людей.

Идет речь о том, что в общении людей в той или другой степени всегда присутствующие моральные побуждения, которые удерживают общение в культурных пределах, предоставляют ему человечности. Таким образом, общение выступает и как самостоятельная жизненная ценность, которая показывает, в какой мере человек становится потребностью для другой исключительно как человеческая индивидуальность. Поэтому учет индивидуальности другого, уважение ее — одно из существенных требований моральной культуры общения, выполнение которой возможно лишь при отсутствии социальных ограничений морального общения людей.

Следует обратить внимание на то, что, невзирая на некоторую стабильность моральной культуры общения, существования преемственности ранее возникших ценностей и норм в реальной практике на разных этапах исторического развития содержание жизни конкретного общества и его членов может не только существенно изменять эту культуру, но и искривлять ее вплоть до полной противоположности провозглашаемым идеалам и устремлениям людей.

В условиях социального неравенства и антагонизма интересов моральные побуждения могут вытесняться из сферы общения, которое приводит к его моральному опустошению, в результате чего потребность в общении оборачивается моральным отчуждением, характерными атрибутами которого становятся одиночество, враждебность, настороженность во взаимоотношениях, неискренность. Общение приобретает «внешний вид», в основе которого лежат эгоизм и индивидуализм, теряет свою моральную ценность, превращаясь в «отношения полезности».

Объективными предпосылками развития как моральной потребности в общении, так и высокой моральной культуры общения есть формирование демократических основ общества, предоставления общественным отношениям характера свободных и равноправных. Общение при этом достигает личностного уровня, открытости, направленности на другого, способствует моральному развитию, поскольку через общение человек усваивает всю сложную систему социальных отношений. И чем более богатые общественные отношения, тем более широкий круг общения личности с обществом, тем более глубокие и более человечные миж-особистисни связки людей.

Таким образом, под моральным общением имеются в виду стойкие связки между людьми, основой которых является господствующая в обществе нравственность, а также духовная потребность в морально-психологическом взаимопонимании. Уровень культуры общения, его моральный характер и епрямованисть в основе своей определяются уровнем развития самой общественной жизни, которая может, с одной стороны, способствовать полнокровному общению людей, а следовательно и ощущению радости своего бытия, из другого — порождать чувство ненадобности, разъединенности с остальными людьми.

Первоочередную важность в развитии моральной культуры общения приобретают способности человека к общению^ те преимущества в выборе формы и стиля общения, которые производятся ею в процессе воспитания и самовоспитания. Последние же в немалой мере зависят от морально-психологических особенностей восприятия человеком человека. Общение является одной из самых фундаментальных, наивысших социальных потребностей человека, который включается у него с момента своего рождения. И хоть в первые годы жизни общения имеет спонтанный характер (в его основе лежит пассивность, а не активность ребенка), все же общение с другими людьми формирует у детей чувство доверия к тем, кто их окружает, надежности, эмоционального поднесения.





Вернуться назад